Замки и двери

13 мая 2011, 11:30
Любители футбола частенько спорят о тактике. Блогер «Соккер.ру» Spartаch93 предлагает свой рассказ на эту тему.

Если Вас спросить о том, к чему стремятся команды на футбольном поле, то Вы наверняка ответите: «Забить больше голов, чем соперник». И будете правы. ведь в этом и состоит суть матча, именно так зарабатываются победы. Вряд ли кто-то скажет, что команды выходят пропускать меньше, чем соперник. Напрасно. Хоть на первый взгляд два этих утверждения мало чем отличаются друг от друга, на самом деле между ними лежит целая пропасть. Пропасть между двумя футбольными философиями, одна из которых заставляет команду искать свое счастье у чужих ворот, а другая – в четкой обороне собственных. И если атаке Замки и двери всегда уделялось очень большое внимание, то с защитой все было несколько сложнее.

Первые тактические построения, ориентированные на оборону, появились еще в конце двадцатых годов прошлого столетия, когда ФИФА решило изменить правило о положении «вне игры» в связи с низкой результативностью матчей. Если раньше офсайд фиксировался, когда в момент паса между игроком и воротами находилось меньше трех защитников, то теперь перед нападающим достаточно было двух оборонцев, чтобы у судьи не было повода поднимать флажок. Результативность игр, как и ожидали в ФИФА, выросла, словно на дрожжах. Например, в английской Футбольной лиге за сезон, предшествующий реформе «вне игры», было забито 4700 голов, а за следующий – уже 6373. А в сезоне 1927/28 годов был установлен знаменитый бомбардирский рекорд, не побитый до сих пор – форвард «Эвертона» Дикси Дин провел за 39 матчей 60 голов! Чтобы как-то противостоять нападению, которое теперь находилось в гораздо более выгодных условиях, чем оборона и начисто её переигрывала, многие тренеры начали поиски тактических построений, способных сдержать атакующие порывы соперника.

Одним из таких тренеров был Герберт Чепмэн, работавший в «Арсенале». Его знаменитая расстановка «дубль-ве» подразумевала следующее расположение игроков: в центре обороны играли три защитника, а на флангах размещались два вингбэка, которые закрывали всю бровку. Перед центральными защитниками играли два опорника, которых сейчас модно называть «box-to-box» (от штрафной до штрафной), а впереди действовали три форварда. В случае атаки соперника опорники и вингбеки прижимались к своим воротам, закрывая все свободные зоны, а при собственной   атаке крайние защитники выдвигались вперед, на позиции фланговых полузащитников, а опорники выполняли роль плеймейкеров. Таким образом, обороняться и атаковать при «дубль-ве» могли по семь игроков, что, надо сказать, весьма Замки и двери солидно. Благодаря этой тактике  «Арсенал» Чепмэна в период  с 1930-го по 1935-й год четырежды становился чемпионом Англии и один раз – серебряным призером.

Примерно в это же время в Швейцарии пользовалась успехом другая оборонительная стратегия, прозванная «тактикой слабых». Речь о  «Замке Раппана» или «Швейцарским замком». Разработал его австрийский тренер Карл Раппан на основе чепмэновской «Дубль-ве». Отличие двух тактик заключалось в том, что в «замке» один из центральных защитников оттягивался чуть назад, на позицию либеро – так называемого чистильщика. То есть теперь нападающим приходилось преодолевать двойной заслон на пути к воротам. Так же была подвергнута небольшим изменениям  линия атаки. «Замок» Раппана помог сборной Швейцарии дойти до 1/4 финала Чемпионата Мира 1934-го года, обыграв по пути голландцев со счетом 3:2.

Тактика Карла Раппана легла в основу другой расстановки, ставшей легендарной. Ее название многие воспринимают как синоним понятия «закрытый футбол», хотя на самом деле это всего лишь один из его вариантов. Ее история берет свое начало в Италии, где процветает и по сей день. Как вы уже догадались, речь пойдет о «катеначчо».

С итальянского Catenaccio переводится как «дверь, через которую невозможно пройти». Создателем, так называемого чистого «катеначчо» принято считать итальянского тренера Нерео Рокко, который начал проводить первые эксперименты с оборонительной тактикой в клубе «Либертас», где он исполнял обязанности играющего тренера. С переменными успехами он ставил игру от обороны в «Триестине», «Тревизо», «Падове», а потом возглавил «Милан». К слову, по ходу своей карьеры он дважды становился тренером «россонери», а после окончания тренерской карьеры выступал там в качестве консультанта. Под руководством Рокко и при помощи его «катеначчо» «Милан» по два раза Замки и двери выигрывал скудетто и Кубок Европейских чемпионов.

Но, как уже говорилось, Рокко открыл миру «чистый катеначчо». Тем «дверям», что мы видим сейчас, мир обязан аргентинцу  Эленио Эррере. С самого начала своей тренерской деятельности он, как и Рокко, экспериментировал с тактикой, за что, будучи тренером «Барселоны», однажды поплатился. После поражения от «Реала» каталонские болельщики подкараулили его возле отеля и напали. А ведь под его руководством блаугранас за три года выиграла два Чемпионата Испании и Кубок ярмарок.

После «Барсы» Эррера начинает работать в «Интере», где и завоевал репутацию одного из лучших тренеров мира. Чем-то он напоминал Жозе Моуриньо – такой же острый на язык, беспощадный к игрокам, но умеющий добиваться фантастического результата, правда, зрелищности в «Интере» Эрреры было чуть меньше чем нисколько. Здесь даже ничего не стоит объяснять, достаточно вспомнить девиз Эленио: «Если мы не пропустим – мы не проиграем». На поле три защитника приставлялись к конкретным форвардам и еще один, тот самый Раппановский «чистильщик» подстраховывал их сзади. При необходимости оборонительные редуты насыщались полузащитниками и форвардами. Зрелищности ноль, зато три скудетто, Кубок Италии, два Кубка Европейских Чемпионов и столько же Межконтинентальных Кубков выиграны. Небольшая дилемма, хоть и довольно относительная – результат-то есть. Разговоры об этом не утихают и по сей день.  

К закрытому футболу в фанатской среде сложилось довольно неоднозначное отношение. Если, скажем, команда будет показывать яркий атакующий футбол, не достигая особых результатов, то её игра все равно будет нравиться обычному зрителю именно за свою яркость. Правда, болельщики этого клуба вряд ли будут довольны пресловутым отсутствием результата, но это уже из другой оперы.

Футбол же закрытый, напротив, вряд ли приглянется широким массам Замки и двери хотя бы потому, что в большинстве случаев наблюдать за ним просто скучно. Правда, здесь можно допустить небольшую оговорку. В качестве примера могу привести ответный матч полуфинала Лиги чемпионов – 2008/09 между «Барселоной» и «Интером». Скажу честно, несмотря на высочайший уровень соперников и не менее высокий статус матча я откровенно скучал, наблюдая за мытарствами двух коллективов. За 90 минут перекатывание мяча на подступах к штрафной, скудно разбавленное дальними ударами, не вызывало ничего, кроме зевоты. Наверняка болельщики «блаугранас» и «нерадзурри» со мной поспорят, и я их вполне понимаю, но наблюдать за игрой без, собственно, игры, да еще и не имея болельщицких интересов было неинтересно.

Совсем другие чувства вызвал матч, в котором эти самые интересы появились. Речь об игре группового этапа Лиги чемпионов 2010/11 между «Марселем» и «Спартаком», завершившемся победой красно-белых со счетом 0-1. Сценарии матчей были идентичны, чего нельзя сказать о моих эмоциях. Все-таки 80 минут наблюдать за тем, как оборона твоих любимцев еле сдерживает разящие атаки соперника, переводя дух после каждого выноса – тяжелейшее испытание для нервов. Апофеозом валидольности стали последние десять минут матча, когда «Спартак» затолкал единственный мяч. Французы всеми силами бросились сокращать отставание, не давая передохнуть оборонцам и мне вместе с ними, Карпин выпускает пятого защитника, который, не успев войти в игру, тут же проваливается, но в фантастическом прыжке команду  выручает Дикань. В следующем моменте уже и он бессилен, но за красно-белых сыграла штанга. Финальный свисток в этот момент стал синонимом слова «счастье». Выдержали! Выстояли! Дотерпели!!! Кто после этого решится сказать, что наблюдать за игрой от обороны скучно?!!

Я же и посмею, ведь эмоции во время матча я получал не от четкой организации действий и грамотно построенной обороны, а только потому, что переживал за
Замки и двери один из клубов. Почитав в интернете комментарии нейтральных болельщиков об этой же игре, я с удивлением обнаружил, что игра им не понравилась, как когда-то мне не понравился матч «Барселона» — «Интер». Матч называли скучным, но он дал результат, и в этом заключается суть закрытого футбола.

Во главе угла в футболе всегда стоял результат. По нему оценивалось буквально все, от уровня клуба до мастерства тренера. В последнее время, когда футбол встал на коммерческие рельсы, от результата стало зависеть и финансовое благополучие клубов, что не могло не отразиться на игре. Можно, конечно, добывать результат и яростно штурмуя ворота соперника, отдаваясь целиком и полностью атаке, но слишком уж велик риск нарваться на одну-единственную контратаку, от которой в карманах богатых дядек станет несколько просторнее, да и очков в турнирную таблицу не прибавится. Гораздо спокойнее самими выждать нужный момент у своих ворот, грамотно выстроив оборонительные редуты, кольнуть, когда надо и за теми же редутами дожидаться конца матча. На деле, конечно, не все так просто, и хорошая атака соперника вполне может взять штурмом защитные бастионы, чему свидетельствуют примеры «Барселоны» и сборной Испании, де-факто двух лучших команд мира на сегодняшний день, но на заднем плане еще маячит тень «Интера» Моуриньо, об щиты которого каталонцы поломали все копья.

То есть, вопреки бытующему мнению, не достаточно всем составов встать в своей штрафной и отбиваться 90 минут, чтобы добиться результата. Необязательно и то, что если команда играет в атакующий футбол, то обязательно нарвется на контратаку и проиграет. Словом, не существует идеальной тактики, которая приведет любую дружину к победе, а значит, и говорить о том, за каким футболом будущее – открытым или закрытым – как минимум бессмысленно. На мой взгляд, будущее за грамотным их симбиозом, и со временем команд, ищущих счастье только в атаке или обороне, станет меньше, а на первый план выйдет грамотное варьирование тактик.

Ведь все тот же «Спартак», подобно главному герою повести Лавкрафта «Тень
Замки и двери над Иннсмаутом», который на протяжении всего действа бежал от неизвестных существ, а, в конце концов, выяснил, что он один из них, все чаще прибегает к игре от обороны, хотя еще пару лет назад в стане красно-белых игра вторым номером была чуть ли не восьмым смертным грехом. Возможно, со всеми своими нынешними проблемами москвичи не являются лучшим примером того, как регулирование стратегий в зависимости от конкретного случая дает результат, но все-таки в каких разных стилях были одержаны победы, скажем, над «Марселем» и «Аяксом».

Ничто в этом мире не вечно, и от любой, даже самой лучшей атаки со временем научатся уклоняться, нанося сокрушающие контрудары, и в любой защите рано или поздно найдут щель, которая постепенно перерастет во внушительную пробоину. Поэтому долгого счастливого будущего у команды, проповедующей только одну тактику, как бы хороша она не была, не будет. Будущее за изменчивыми, вариативными и умеющими подстраиваться под соперника коллективами, хотя бы потому, что никто никогда не знает, в каком из своих обликов они предстанут в следующий раз.
Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить