Томское послевкусие

29 июля 2009, 12:15
Удачный финал томской финансовой эпопеи казалось бы закрыл тему как минимум до конца сезона, однако за скобками ситуации осталось множество нюансов. Подробнее — в материале от «Соккер.ру».

Томское послевкусиеПосле благополучного разрешения томского кризиса нужно было сделать паузу. Чтобы улеглось. Тогда ведь можно было либо покричать громко «ура», либо скривить мину — почему собственно им, а не Волгограду или Саратову? И то и другое — крайности, и то и другое — по своему верно. Откуда посмотришь — оттуда и увидишь. А хотелось остаться посередине, потому что крепких аргументов в обе стороны — на километры газетных полос.

Если по-холодному — дотационность нашего футбола сама по себе радовать не может, слишком хлипок он, постоянный расчет на подпитку со стороны. В этом Евгений Гинер прав: не хватает средств — играйте там, где будет хватать, или продавайте игроков. А по-горячему, сердечному — хороший в Сибири болельщик, заслуживает футбола, потому помогли — и славно. Дай им премьер-министр еще лет пятьсот счастливой жизни. Эти деньги тоже не бесконечны, так что в возможной перспективе нас ждут второй-третий пробеги Юрия Степанова по кабинетам вплоть до «того самого», но это уже другая история.

Но послевкусие у этой истории то ещё, особенно с модной ныне примеркой на Германию и Францию. Мол, еще чуть поднажмем — и Бундес- с Лигой 1 будут только пятки наши разглядывать по уровню чемпионата. Если и будут, то очень нескоро. Даже оставляя за скобками инфраструктуру, где у нас по-серьезному коня не валялось, догнали пока только в одном — научились столько же и даже больше тратить. И выдавать это за достоинство не с руки, потому что подход разный. Просто для примера, отрывок интервью Мехмета Баздаревича, наставника «Гренобля»:

«Я надеюсь, что сегодня мы сможем показать наш лучший футбол. Победа в Кубке Франции позволила бы привлечь в клуб дополнительные инвестиции, благодаря которым мы бы смогли выйти на совершенно иной уровень».

Разница ощущается? Не «дайте нам сто миллионов, и уж тогда...», а «давайте будем играть так, чтобы нам дали сто миллионов». Бюджет у «Гренобля» побольше томского, а задачи между тем не сильно разнятся — вполне схожие во многом середняки. Только «не наши» почему-то не считают, что им кто-то что-то должен. Это не упрёк «Томи», это констатация — там менеджеров берут на работу, чтобы хотя бы пытаться зарабатывать, у нас — чтобы осваивать. Продолжая французскую линию, «Лион» тоже не по хлопку свыше возник, а постепенно выбирался из низин, чтобы занять свое нынешнее положение.

Томское послевкусиеСегодня разве что уже упомянутый президент ЦСКА пытается доказывать, что всего из ничего не бывает, речи некоторых других руководителей вовсе отдают откровенной «маниловщиной» — хорошо бы пришел такой инвестор, что вкладывал бы и вкладывал, и не думал, куда и зачем, а уж потратить мы завсегда. В чём-то сравнение некорректно, у европейских чемпионатов было гораздо больше времени на становление, но ведь мы и не пытаемся использовать их опыт. Утром деньги — вечером стулья. Можно наоборот, но только чтобы деньги — вперёд!

Это при том, что один схожий по удачности с западными аналогами случай у нас уже есть — «Зенит». Не впадая в бесполезную по сути дискуссию о вкачивании «народных» ресурсов, нельзя не отметить — «Газпром» пришел далеко не на пустое место. Еще не ушло между прочим с трибун «Петровского» поколение, которое помнит свою команду в первой лиге и в жалком состоянии, и то, как клуб шаг за шагом шёл наверх. Медленно, тяжело выбирались, и доросли до обладателей Кубка России и звания медалистов еще до прихода нынешнего спонсора и хозяина.

Многие методично подсчитывают, что получил в итоге «Зенит», но забывают учесть, что «Газпром» в накладе не остался, и даже рискну предположить — уже «отбил» вложенное. Город-миллионик, известный в Европе не меньше Москвы, внушительная армия болельщиков, привлекательный имидж самого клуба, и главное — отсутствие конкурентов, которые могли бы помешать развернуться на полную катушку в том же рекламном аспекте. Грубо говоря — имелась платформа, в которую можно что-то вкладывать в расчете на дивиденты, а не просто «вбухивать» в никуда.

Томское послевкусиеГолландский вариант — «Филипс» и Эйндховен прекрасно сосуществуют и довольны друг другом, и в Петербурге «наклёвывается» что-то подобное. А с появлением нового стадиона и вовсе можно будет планировать даже хорошую финансовую отдачу. Работы еще непочатый край — и менеджмент хромает, и инфраструктура в целом не на должном уровне, но это тот случай, когда у капиталовложений видна четкая перспектива, а не только социальная подоплека.

Хотя без нее, без «социальщины», на данном этапе конечно не обойтись. Раз уж привожу примеры, то стоит и обратную сторону медали осветить. Вот отрывок интервью 19-летнего грузинского форварда Ильи Павлиашвили:

«...О каком футболе в „Боржоми“ может идти речь, когда на игру против клуба „Гагра“ мы вышли без тренера, а выбор стартового состава партнеры доверили мне?»           

Между прочим, речь шла о клубе высшей лиги чемпионата Грузии, томичи по сравнению с «Боржоми» — преуспевающий проект. Можно еще вспомнить историю из нашей второй лиги, когда скаут приезжал за игроком, а тот бегал в бутсах, скрепленных скотчем. Но тут без имен, парню возможно в Премьер-лиге играть, захочет — сам расскажет, кто и куда увел и без того маленький бюджет. Такого нам тоже не надо.

Томское послевкусиеВесь вопрос в том, как осуществлять поддержку. Ведь понятно, почему инвесторы не хотят вкладываться в региональные и не только команды — потому что не понимают, куда и зачем. Чтобы владельцу поездов и пароходов стало интересно, нужен если не готовый базис, то хотя бы программа развития, особенно в немосковских регионах. Предприниматель или даже очередной госконцерн должны видеть, что не в авантюре участвуют вроде «выйдем за год куда-то там, а дальше посмотрим», а работают на выполнение вполне разумных целей и задач с дальнейшей перспективой. Только при таком варианте уже не Степанов будет ломиться во все подряд двери, а у его кабинета выстроится очередь из желающих посодействовать, и свой кусок пирога получить.

Впрочем, возможно дело не только в отсутствии программ, но и в людях. Просто нужно подождать, когда со сцены уйдет поколение менеджеров-ползунков, готовых лишь осваивать, но не создавать, и лишь тратить, но не зарабатывать. В их кругах тренер «Гренобля» наверняка слывет типичным европейским сумашедшим. Хорошо бы для этих руководителей сделать исключение и уменьшить пенсионный порог лет на десять, чтобы быстрее уже канули в небытие.
Автор: Рейли Андрей Фото: Мысякин Александр, Степиньш Ольга, bigsoccer.com
Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить