Две жизни одной звезды

14 апреля 2010, 15:30

«Соккер.ру» предлагает Вашему вниманию второй эпизод саги под названием «Футбол глазами великих арен». В новой серии Вы узнаете удивительную историю железобетонного символа английского футбола -  легендарного «Уэмбли».

Очень давно, в 80-х годах XIX века на огромных просторах парка культуры и отдыха Уэмбли Две жизни одной звездыпомещались поля для футбола и крикета, беговые дорожки, фонтаны и водопады, а также множество окультуренных клумб, разрезанных тенистыми аллеями. В 1889-м тихую идиллию райского уголка прервал сэр Эдвард Уоткин, решивший проложить сюда линию метрополитена. Благодаря этому, в конце века парк Уэмбли стал символом единения нации: здесь собирались люди, чтобы получить новости об успехах и неудачах британской армии, сражавшейся в то время на нескольких фронтах.

Председатель железнодорожного управления Лондона, сэр Уоткин был человеком огромной энергии, и земли Уэмбли ему очень уж нравились. Он решил построить на территории парка Башню Уоткина – строение сродни Эйфелевой Башни, только на тридцать метров выше (тогда соперничество между Англией и Францией было еще «в соку»). Честолюбивым мечтам сэра Эдварда не суждено было сбыться: проект был доведен до высоты 61 метр и брошен из-за недостаточного финансирования, а в 1907 году уродливую конструкцию, получившую название Глупость Уоткина, взорвали. А ведь реализуй этот человек тогда свои планы, играть сборной Англии сейчас в другом месте, вот такой перекресток истории.

Перемотаем время немного вперед. После окончания Первой мировой войны правительство начало планировать Британскую Императорскую выставку, призванную показать всему миру Две жизни одной звездысилу и мощь Английской Короны, пошатнувшуюся в глазах других держав, в связи с потерей островитянами многих своих колоний. «Жемчужиной» выставки и «домом», который поместит всех гостей, должен был стать новенький стадион на сто тысяч зрителей. Идеальным местом для строительства оказались все те же земли парка Уэмбли, большинство территории которого занимали поля для гольфа, которыми и решено было пожертвовать.

«Эмпайр Стэдиум» или «Стадион Империи» (таково первоначальное название «Уэмбли») был построен под чутким руководством архитекторов Максуэлла Эйертона и сэра Джона Симпсона, а также инженера сэра Оуэна Уильямса. Проект был реализован в кратчайшие сроки: 300 дней ушло на строительные работы, а денег было потрачено, по тем временам, просто «море» — 750 000 фунтов стерлингов! По всем канонам и с должным количеством пафоса выставка была открыта 23 апреля 1924 года (день Святого Георга – покровителя Англии), а человеком, который перерезал ленточку, стал сам король Георг V.

За те полгода, что длились все мероприятия, красавец-стадион посетили 27 миллионов человек, притом, что население Великобритании составляло всего 20 млн! Единственное, что не прижилось в народе, так это название. После утраты заокеанских территорий слово «империя» многим на островах «резало» слух, а вот четкое и звучное «Уэмбли», как его звали Две жизни одной звездымежду собой люди, навсегда закрепилось за ареной. Впрочем, пора ввести в наш рассказ главное действующее лицо – футбол.

Первый матч «Уэмбли» принял еще до всех этих светских событий и мировых выставок. Сразу после открытия новую арену посчастливилось опробовать футболистам, получившим право сыграть в решающем матче Кубка Англии. Та игра вошла в историю под названием «Финал белого коня». Скоро вы поймете, о чем речь.

До середины XX века Кубок Англии считался самым почетным трофеем на Туманном Альбионе. Розыгрыш турнира 1923 года получился особенным: к величайшей чести получить трофей из рук самого короля, прилагалась уникальная возможность стать первыми футболистами, сыгравшими и выигравшими на поле новой футбольной Мекки Британии. 

В решающем матче сошлись «Болтон Уондерерс» и «Вест Хэм Юнайтед». То, что творилось вокруг этого матча словами не описать. Билеты раскупили после окончания полуфинальных встреч, за несколько часов до начала игры стадион был уже полон под завязку. Какой-то лондонский шутник в канун матча опубликовал объявление, что уступит свои четыре билета по себестоимости, а местом встречи с потенциальными покупателями назначил выход из подземки близ «Уэмбли». Следующим утром на рандеву с незнакомцем, дабы разжиться билетиком, пришли около трехсот тысяч человек!

Толпа – это страшная социальная структура, возможность управления ей стремится к нулю Две жизни одной звездывместе с ростом ее численности. Вот и на этот раз живая масса чуть было не вышла из-под контроля. Люди рвались к стадиону, угрожая проведению матча, за полчаса до игры им удалось преодолеть все преграды и выйти к полю. Но тут на авансцену вышел отчаянный полицейский Джордж Скоури. Верьте или нет, но он выехал на газон верхом на белом жеребце Билли и в одиночку сумел отодвинуть людей за кромку зеленого прямоугольника и «расчистить» пути к раздевалкам. Благодаря бравому служителю закона, матч состоялся.

Победу в этой игре одержал «Болтон», счет – 2:0. В историю вошли не только голы Дэвида Джека и Джона Р. Смита, но и лошадка Билли, ставшая впоследствии одним из символов арены, как и башни-близнецы. Кстати, пешеходный мост, ведущий к новому «Уэмбли» носит название «Мост Белой лошади».

В конце 20-х стадион обрел новых владельцев. Коммерсанты не собирались ограничиваться только футболом, а стали проводить на арене бега борзых за механическим зайцем, гонки по спидвею, а также пускать на поле регбистов и звезд эстрады. Чего только не видели зрители в эти годы. Следующего «горячего» футбольного блюда «Уэмбли» ждал до 1948 года.

В этом году Лондон принимал отложенную из-за Второй мировой Олимпиаду. Много соревнований прошло на стадионе, но нас интересует, конечно, финальный матч футбольного Две жизни одной звездытурнира. Сошлись в нем сборные Швеции и Югославии, сильнее оказались скандинавы – 3:1 в их пользу. Знаменитое трио «Тре Крунер», а впоследствии и «Милана», «Гре-Но-Ли» (Гуннар Грен, Гуннар Нордаль и Нильс Линдхольм) было неудержимо. Дубль сделал Грен, еще один мяч на счету Нордаля, у проигравших отметился Бобек.

За три года до этого на «Уэмбли» состоялись футбольные матчи, которые стали знаковыми для нашей страны. Речь идет о британском турне московского «Динамо». Тогда «бело-голубые» обыграли «Арсенал» (4:3) и сыграли вничью с «Челси» (3:3). Игры проходили на газоне нашего сегодняшнего героя.

В 1953-м состоялся примечательный матч, в гости к англичанам пожаловали грозные, по тем временам, венгры. Это было первое поражение родоначальников футбола в родных стенах: мадьяры разбили хозяев со счетом 6:3. В этом же году «Уэмбли» лицезрел «финал Стэнли Мэтьюза», когда его «Блэкпул», проигрывая 1:3 за двадцать минут до конца, сумел вырвать победу у «Болтона». Три мяча были забиты с подач легендарного сэра. А в 1956-м вратарь «Ман Сити» Берт Трутманн играл в решающем матче кубка против «Бирмингема» со сломанной шеей (!), что не помешало его команде добиться победы – 3:1.
 
Вот мы и подобрались к главному, на мой взгляд, матчу, который принял «Уэмбли». Был это Две жизни одной звездыфинал Чемпионата Мира-1966, и что самое примечательное – Англия выиграла турнир  единственный раз за всю историю европейских и мировых форумов. Все матчи этого розыгрыша хозяева сыграли на легендарной арене, в финальной игре островитян ждало принципиальное соперничество со сборной Германии.

Матч получился не только напряженным, но и очень красивым, а также не обошелся без скандала, как подобает игре такого масштаба. Уже на 12-й минуте Хельмут Халлер заставил стадион замолчать, забив первый гол в матче. Недолго огорчалась английская публика: спустя пять минут равновесие восстановил Джеффри Херст с подачи Бобби Мура.

Следующий взрыв эмоций был намечен лишь на 77-ю минуту, когда Мартин Питерс вывел британскую дружину вперед. Однако не удалось одержать победу хозяевам, на последней минуте счет сравнял Вольфганг Вебер после розыгрыша штрафного, этот гол вызвал много споров, так как утверждалось, что в развитии атаки кто-то из немцев подыграл себе рукой, а наказание в виде стандартного удара, якобы, и вовсе было несправедливо.

Выиграй в итоге немцы, этот эпизод, наверняка, стал бы весьма популярным. Но фортуна в лице лайнсмена была на стороне англичан, поэтому до сих пор вспоминают другое взятие ворот. На 11-й минуте дополнительного времени Джеффри Херст ударил в нижнюю часть перекладины немецких ворот, мяч резко опустился вниз и вылетел в поле. Главный арбитр Готфрид Динст не мог видеть момент с точки, в которой находился, поэтому судьба матча Две жизни одной звездыоказалась в руках советского судьи на линии – Тофика Бахрамова. Он сказал, что гол был, таким образом, англичане повели в счете. А за минуту до конца Джеффри Херст оформил хет-трик, установив окончательный счет – 4:2.

Третий и, по сути, победный гол англичан до сих пор вызывает споры среди любителей футбола. После миллиона раз просмотров кинопленки нет единого мнения. Но, если верить научному эксперименту Оксфорда, мяч все же не пересек линию ворот полностью. Что, впрочем, подтверждает слово, сказанное Бахрамовым перед смертью, в ответ на вопрос был гол или нет. Судья сказал: «Сталинград!»

Немцы по-настоящему отомстили англичанам и недружелюбной арене спустя тридцать лет. На сей раз жребий свел эти сборные в полуфинале Евро-96, проходившего на Туманном Альбионе. Алан Ширер открыл счет уже на 3-й минуте, но не прошло и четверти часа, как немецкий ветеран Штефан Кунц уравнял результат на табло. Больше мячей, забитых с игры, в этой встрече не было. А в серии пенальти удачливее оказались немцы. Промах, стоивший финала, на счету Гарри Саутгейта. Так сборная Англия попрощалась с «домашним» первенством Старого Света.

Но попрощалась только национальная команда, но не страна и не «Уэмбли». «Старичок» принимал финальный матч, в котором играли сборные Германии и Чехии. Начался решающий матч для бундестим со спорного пенальти в их ворота, как бы то ни было, на 58-й минуте Две жизни одной звездыПатрик Бергер отправил «круглого» в ворота Андреаса Кепке. Но был в тот день «джокер в рукаве» у Берти Фогтса. На поле появился Оливер Бирхофф и забил, как он это умеет лучше всего – головой, после навеса Кристиана Циге. Так и доиграли команды до конца основного времени, а в овер-тайме все решало правило «внезапной смерти», которым и воспользовалась сборная Германии. «Золотой» мяч на счету все того же Бирхоффа, кстати, этот гол вызвал определенные споры – возможно, Оливер находился в офсайде. Вот такой бумеранг истории с тридцатилетней выдержкой.

На фоне таких матчей решающие игры европейских клубных турниров кажутся «мелкой рыбешкой». И все же, таких финалов было целых семь: пять встреч в рамках Кубка европейских чемпионов (рекорд среди стадионов Старого Света) и две главные игры Кубка обладателей кубков. За четырнадцать лет с 1963 по 1978 годы «Уэмбли» принял четыре финальные игры главного еврокубка.

Первой в хронологии следует встреча «Милана» и «Бенфики». «Россонери» сумели одержать волевую победу над «орлами»: на гол Эйсебио в начале встречи дублем во второй половине ответил Жозе Альтафини.

А в 1968-м «Уэмбли» упрочил свое звание самой счастливой арены английского футбола, принеся болельщикам после золотых медалей чемпионата мира и Кубка Кубков, завоеванного здесь «Вест Хэмом» в 1965-м еще и первый Кубок Чемпионов. В решающей игре сошлись Две жизни одной звезды«Манчестер Юнайтед» и все та же «Бенфика». Чарльтон открыл счет в начале второго тайма, Граса его сравнял за пять минут до финального свистка, Эйсебио имел возможность «похоронить» «Юнайтед» в концовке, но вышло иначе. В дополнительное время «красные дьяволы» отправили три мяча в ворота португальских гостей, отличились Бест, Кидд и, снова, Чарльтон. 

В 1971-м была победа «Аякса» над «Панатинаикосом», а следующий трофей на «Стадионе Империи» завоевали «свои ребята». В 1978-м «Ливерпуль» разделался в финале главного европейского турнира с «Боруссией» из Мёнхенгладбаха, благодаря голам Макдермотта, Томми Смита и Фила Нила с пенальти. Итоговый счет – 3:1.

Последний, на данный момент, решающий матч Кубка Чемпионов на «Уэмбли» состоялся в 1992, тогда зрителям почти два часа пришлось ждать решающего гола Рональда Кумана, который принес «Барселоне» победу над «Сампдорией». На следующий год был сыгран финал Кубка обладателей кубков, в котором «Парма» разделалась с «Антверпеном» — 3:1.

Такое ощущение, что судьбы «Уэмбли» и немецких футболистов неразлучны, ведь последний гол на старом стадионе 7 октября 2000 года забил футболист сборной Германии – Дитмар Хаманн. Этот мяч оказался единственным в том матче, родоначальники футбола потерпели Две жизни одной звездыпоражение, и вместе с легендарной ареной пришлось распрощаться с тренером национальной дружины, коим тогда был Кевин Киган.

В 2000 году началась глобальная перестройка стадиона. Старые строения были полностью снесены, и началось возведение совершенно новой арены, которая сохранит лишь название предшественника. Почти семь лет заняла реализация проекта, а 17 марта 2007 года состоялось торжественное открытие обновленной арены. Первый гол на еще пахнущем краской стадионе забил нападающий молодежной сборной Италии – Джампаоло Паццини, он же оформил первый хет-трик. А англичанином, впервые отправившим мяч белоснежную сетку ворот, стал Дэвид Бентли, который отличился в этом же матче.

Новый «Уэмбли» стал одним из самых грандиозных стадионов мира, он может принимать 90 000 гостей (второе место в Европе после «Камп Ноу»). Для сборной Англии эта арена пока не может стать такой же счастливой, как «старичок», ведь в последнем матче Евро-2008 островитяне потерпели поражение от сборной Хорватии именно здесь. Та неудача преградила им путь в Австрию и Швейцарию, зато открыла сборной России дорогу к бронзовым медалям.Две жизни одной звезды Так что, несмотря на то, что наша команда уступила родоначальникам футбола на «Уэмбли» с крупным счетом, можно считать эту арену счастливой для нас.

Новая арена ужа начала писать свою историю через матчи сборной и финальные игры Кубков «местного разлива». Но впечатляющие главы истории этой арены – впереди, причем некоторые из них в обозримом будущем. Скоро новая «жемчужина Лондона» примет финал Лиги Чемпионов 2011 года и, наверняка, множество соревнований Олимпийских игр-2012.

Каждый матч, каждая страница в истории величайшего стадиона – это тема для отдельного разговора. Чтобы написать про «Уэмбли» подробно не хватит и книги, но, надеюсь, что эти краткие исторические очерки помогли вам хоть на минутку окунуться в атмосферу футбольной и не только жизни старушки-Англии разных эпох. И, конечно, «прощупать» красную нить, которой проходит через всю эту легенду «Стадион Империи» — единственный и неповторимый «Уэмбли».

Смотрите также:
Человек и стадион (первая статья из цикла «Футбол глазами великих арен», посвященная «Сантьяго Бернабеу»)

Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить