Амстердамская реконструкция

10 марта 2011, 16:30
В «Аяксе» идет очередная перестройка. Новый архитектор – де Бур. «Соккер.ру» в преддверии матча Лиги Европы «Аякс» – «Спартак» рассказывает о том, как перестроился «фасад» амстердамской команды при новом наставнике.

Противостояние «Спартака» и «Аякса» веет особым шармом, особой историей. Обе стороны предвкушают зрелищный и интересный футбол, потому что обе команды любят, умеют атаковать, что показали уже в этом году в 1/16 финала Лиги Европы. Ну, и всегда так было по большому счету. «Соккер.ру» предлагает
Амстердамская реконструкциявам ознакомиться с атакующим потенциалом «Аякса», чтобы увидеть, чего и от кого можно ждать, чего стоят эти ребята. Линия атаки амстердамцев претерпела самые глобальные перестройки именно по ходу сезона. Причем не по традиционным причинам продаж атакующих игроков, но и из-за тренерского видения ситуации.

В сезон «Аякс» входил с мощнейшим триумвиратом: Суарес-Эмануэльсон-Эль Хамдауи. Сейчас из этого трио никого не осталось. И уже другие люди будут пытаться вскрыть оборону «Спартака». Какие же произошли изменения? Начнем с того, что уход Суареса на самом деле оказался не таким уж и трагичным для «Аякса» образца этого сезона. «Аяксиды» постепенно привыкали к игре без него, поскольку он и дисквалификации длительные зарабатывал, и игру уже не так «тащил», как в прошлом сезоне.

Нет, нельзя сказать, что «отряд не заметил потери бойца», просто потеря эта была меньшей, чем ожидалась. В поисках замещения тренерский штаб активнее стал переводить номинального полузащитника Сима де Йонга на позицию центрфорварда фактически. Молодость, энергичность позволяют ему выполнять большой объем работ по вертикальной оси: от средней линии до острия атаки. Универсальный Эль Хамдауи мог использоваться и в качестве крайнего нападающего. Но изменения не прекратились. Ушел Эмануэльсон.

Одновременно с тем у руля клуба активно начал действовать новый главный тренер Франк де Бур. Тут-то и пошли изменения. В первую очередь был введен в состав 19-летний талантливый крайний нападающий Лоренцо Эбесилио (кстати, многие пытаются звать его «Эбилисио», повинуясь общей «латиннизации»
Амстердамская реконструкциярусского языка). Одним из главных требований, «бзиков», если хотите, де Бура является дисциплина, строгое ей следование. Он видел изнутри, что именно нехватка дисциплины и строгости помешала предшественнику Мартину Йолу выстроить эффективную игру.

Одним из показательных проявлений дисциплинарного характера является ссылка Эль Хамдауи. Причем, Франк сперва пытался просто «припугнуть» зарывающегося марокканца, понимая, что тот на самом деле играет важную роль в нападении. Но Мунир оказался слишком неуправляемым, постоянно нарушал режим и ссорился с одноклубниками. Это вынудило де Бура отправить форварда в дубль. Франк – человек принципиальный и глупо было ждать, что даже ради блага командного, на матч со «Спартаком», он «освободит» Эль Хамдауи.

На пресс-конференции он категорически отрицал возможность появления Мунира на поле в первой игре. Но оставил шанс этого в ответном матче. Все верно. Неизвестно, какие задачи придется решать «Аяксу» в Москве. И если они не будут выполнены, а могли бы быть, возьми де Бур Мунира, то фанаты не поймут его принципиальности. Здесь с точки зрения поведенческой линия проведена верно. Но что же имеет «Аякс» в атаке теперь? Перед первым матчем наиболее очевидное трио (а амстердамцы играют только по схеме 4-3-3): Эбесилио-де Йонг-Сулеймани.

У каждого из них свои особенности. Сложно сказать пока, на что способен юный
Лоренцо. Все-таки особых ярких моментов с его участием нельзя вспомнить. Он Амстердамская реконструкцияочень старателен, отрабатывает по всей бровке, порой излишне усердствуя и срываясь на фолы. Ну, опыта недостает – это видно. Этим можно воспользоваться. С другой стороны он довольно быстр и резок, напорист, юрок, обладает неплохой подачей, но пока часто стесняется брать игру на себя и смещаться в центр, например, как делал постоянно тот же Эмануэльсон. С одной стороны – это объективно слабейшее звено впереди, с другой – его потенциал на стадии развертывания, он развивается не по неделям, а по дням, так что опасаться стремительного юнца стоит.

Гораздо более грозная сила – де Йонг. Этот парень успел достаточно нарастить себе ментальные и физические мускулы, чтобы демонстрировать волю, характер, а главное – хорошую игру. Как уже говорилось, его зона активности – вертикальная ось от центра полузащиты до чужих ворот фактически. Такой большой диапазон заставляет напрягаться оборону соперника серьезнее обычного. К тому же у Сима в арсенале довольно большой набор свойств. Возможно, он не так шустр и стремителен, но именно поэтому он и не на фланге.

Зато де Йонга нужно накрывать задолго до ворот, поскольку он умеет и пас хитрый отдать, и изобрести шикарную комбинацию, и самостоятельно зарядить мощным дальним ударом. К тому же де Йонг неплохо играет на «втором этаже». Хотя мастера этого дела у «Аякса» «зарыты» ближе к обороне: Вертонген и Алдервейрельд. Эту пару бельгийцев с их могучими ударами и подключениями на
Амстердамская реконструкциястандартах тоже нужно выделить особо. Про де Йонга и центр нападения сейчас нельзя говорить в отрыве от датского хавбека Кристиана Эриксена, на которого облизываются европейские гранды (хотя мало игроков в «Аяксе», на кого бы те не зарились).

В последнее время Сим и Кристиан действуют в своеобразной связке в центре поля, своими перемещениями запутывая оппонентов. На острие может оказаться и Эриксен, и де Йонг, могут оба садиться в центр поля, могут оба включаться в атаку. Получается, что с датчанином центр нападения стал более вариативным и непредсказуемым. Однако у Кристиана есть отличие: он более креативен и техничен, чем де Йонг. В нем видят, прежде всего, полузащитника-созидателя, изобретателя. Эти навыки и культивируют. В Амстердаме знали, что делают, когда покупали совсем юным его у датского «Оденсе».

Однако наибольшие изменения произошли с ролью другого футболиста. Это Миралем Сулеймани. Ох, как же нелегко пришлось сербу адаптироваться в «Аяксе» В 2006-м году «Херенвен» купил его из молодежи белградского «Партизана» за 260 тысяч евро. Уже через два года «Аякс», впечатленный его выступлением за «фризов», потратил просто безумные для себя деньги, побив рекорд – 16,25 миллиона евро! Эту сумасшедшую трату поняли далеко не все. Словно в Сулеймани руководство амстердамцев влюбилось.

А серб оказался крайне нестабильным человеком и не выдержал конкуренции, став фактически самым крупным провалом селекции «Аякса». Амстердамцы уже были готовы это признать и «по дешевке» продать
Амстердамская реконструкцияосевшего в запасе, ничего не показывающего игрока куда-нибудь. Но что-то в последний момент не срослось с продажей. Как оказалось, оно к лучшему. Уход Эмануэльсона и Суареса, появление де Бура на тренерском мостике стали самым поворотным событием для Миралема. Франк начал доверять ему, делать ставку на серба, видя в нем фактически замену Суаресу (полной замены никогда не будет, хотя бы подобие).

Да и сам 22-летний футболист понял, что это его шанс, в нем появилась уверенность. А мы знаем на примере многих историй, как одна только психологическая уверенность может менять футболистов до неузнаваемости. То же стало и с Сулеймани. Из неуклюжего дерганого, непонятного «человека на бровке» он превратился в напористого, наглого, острейшего вингера. Ведь ясно, что человек талантлив и оснащен всеми навыками, ибо в «Херенвене» же блистал. Значит, дело в менталитете.

Именно методы де Бура стали самыми эффективными. Теперь Сулеймани можно назвать лидером ударной группы атаки. Он и сам это понимает, смещая акцент на свой фланг. Кстати, он чаще играет справа, но может на любом краю. В этом смысле его удобно наглядно сравнить с Макгиди, кстати. Что-то общее есть, его немало. Разве что Эйден – более командный игрок, нацеленный на общий успех и пас партнеру в выгодной позиции. Сулеймани же – эгоист, предпочитающий брать чаще игру на себя, смещаться в центр, наносить дальние удары.

Это не постоянная его характеристика, но она порой проявляется в
Амстердамская реконструкцияответственных матчах, где давление велико. Например, во встрече с ПСВ Сулеймани был одним из самых активных, здорово нагнетал прессинг, открывался, смещался, но часто не видел партнеров, бил второпях, спешил. Еще одним отличием от Макгиди можно назвать меньшую способность обыграть один в один. Сулеймани очень быстр, здорово меняет направления хода, постоянно «сажая» защитников-опекунов на фолы, на карточки, но в обыгрыш «с места», без скорости он не пойдет, а если пойдет, то защитник среднего уровня с ним расправится.

Миралем опасен на скорости. Нельзя недооценивать его старательность и пронырливость, он постоянно много бегает, в том числе и без мяча, открывается, отыскивая свободные зоны, реактивен и по праву в последних матчах является едва ли не ярчайшим пятном на рисунке игры. Дальний удар у него также поставлен недурно, если не торопится, конечно. Такая вот ударная группа у «Аякса». Есть и ближайший резерв нападения: Дарио Цвитанич (еще один многообещающий, но так и не раскрывшийся пока форвард), юные воспитанники Озбилис и Йозефсоон.

Можно сказать и об изменениях в общем стиле игры «Аякса». Конечно, фактически схема не изменилась. Все те же 4-3-3. Но де Бур осознал основную проблему «Аякса» из сезона в сезон в последние годы. Команда на фоне ПСВ, а в последние годы и «Твенте», выглядит более наивной, более озорной и безбашенной, играющей только в атаку, только с мячом, только в одном режиме. Эйндховен и Энсхеде – более европейские, более сбалансированные команды, более уравновешенные. Вот над этим де Бур и работает, он стремится сохранить атакующую безудержность «классического» «Аякса» и пробует вносить элементы «взрослого» европейского футбола.
Амстердамская реконструкция

Например, его «Аякс» уже не боится играть без мяча (у предыдущих бы случилась истерика), он не лезет во что бы то ни стало играть первым номером. Амстердамцы при де Буре способны спокойно обороняться, садясь за центральную линию, умеют здорово организованно прессинговать без мяча, оттесняя игру, делая ее более прагматичной. Прагматизма не хватало «аяксидам», он несет его им вместе с дисциплиной, без которой все разговоры о прагматизме пусты. Итак, «Аякс» перестраивается по ходу сезона фактически и ментально. Перестройка – дело непростое, но пока она проходит безболезненно.

При де Буре амстердамцы идут в чемпионате лучше, чем при Йоле, допустили лишь один провал, по сути (0:3 с «Утрехтом»). Да и в Лиге Европы на стадии 1/16 финала был разбит без труда «Андерлехт», знакомый нам: 3:0 и 2:0. В общем, «Спартаку» будет нелегко. При этом не факт, что у «Аякса» мы увидим желанный взаимно-бесшабашный футбол. При де Буре на это закладываться нельзя. И еще один нюанс, который может решить исход всего противостояния – зона Макгиди. Именно левый фланг защиты амстердамцев – самое слабое звено всей команды. Играющие там периодически Анита и Блинд больше наделены атакующими навыками, и Эйдену будут проигрывать в защите. Вертонгену придется разрываться и страховать своего партнера слева. При должной скорости «Спартак» может и должен этим пользоваться.
Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить