Последний революционер

21 февраля 2011, 21:30

9 февраля 2011 года 86 лет должно было исполниться величайшему тренеру XX века Ринусу Михелсу, ушедшему в мир иной 3 марта 2005 года. «Соккер.ру» рассказывает о судьбоносном голландце и его неповторимом тотальном футболе.

В миру довольно распространенна формулировка удачно прожитой жизни мужчины – надо, всего лишь, построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Переводя на футбольный лад, тренер, считающий себя весьма успешным, просто обязан по истечению карьеры обзавестись титулами, построить с нуля командуПоследний революционер и вырастить плеяду молодых и талантливых. Так сказать, чтобы не чувствовать бездарность прожитых дней. В такую когорту попадают и Фергюсон с его МЮ, и  Моуриньо с «Порто», и сам Йохан Кройфф с «Дрим-тим» начала девяностых и т.д.  Но если украдкой глаза окинуть всю историю футбола, по совокупности заслуг перед спортом №1 никто не чета голландскому гению тотального футбола – Маринусу Якобусу Хендрикусу Михелсу, или в простонародье – Ринусу Михелсу.

Наверняка, многие из прочитавших вступление сразу ринутся рыскать в Википедии фамилию Михелса, а после с пеной у рта доказывать, что вот, мол, титулов у него как кот наплакал, и как смел автор возвысить человека, взявшего всего одну Лигу Чемпионов, над такими заслуженными метрами, как Алекс Фергюсон и мисье «особенный»?! Да только почему некоторым невдомёк, что статистикой всего не передашь, что она заведомо рисует нам ложную картинку. Бесспорно, Ферги более чем великий тренер, да и чего кривить душой, один из лучших за всю историю футбола. Но если зреть в корень ситуации, то Ринус – последний революционер футбола, Последний революционеротец и основатель фирменного стиля «Барселоны», «Аякса», сборной Голландии и всей современной концепции игры. Абсолютно во всех командах – от прагматичного «Манчестер Сити» до блистающего красками «Арсенала» – в основе лежат труды «Генерала».

Ринус подарил болельщикам несколько больше, чем простые титулы и победы. Он сотворил футбол будущего, поднял игру миллионов на качественно новый уровень, неподвластный для многих команд и по сей день, спустя 30 лет. Да, ну не выиграл он бесчисленное количество кубков, что с того? Не понять циничным и прикрывающимся лозунгом «главное – счёт на табло» тренерам, каково это ставить во главе угла яркую и вдохновенную игру, каково заслужить звание лучшего тренера века не титулами, а красотой футбола. Нововведения Михелса не просто систематизировали хаотичную на то время игру, они придали ей изюминки, сотворили из неё настоящее зрелище.

А в чём суть то тотального футбола? За счёт чего гениальное творение возвысило своего творца до непостижимых высот? Если проследить и разложить по полкам игру голландской сборной на ЧМ-1974 года, являющуюся эталономПоследний революционер философии Ринуса, то в ней можно разглядеть наработки величественного австрийца Хуго Майзла и основателя прагматизма Эленио Эррера. Но это вовсе не значит, что достижения Ринуса Михелса были всего лишь новой ступенькой в последовательной эволюционной системе. Нет, новый стиль был по-своему уникальный и неповторимый, был настоящим прорывов. Да, впитавшим в себя учения мэтров минувших дней, доведённые до автоматизма уже Михелсом. Но те были лишь дополнением к неповторимому изобретению «Генерала», эдакими аксессуарами, вернее даже «тюнингом», не являющимся жизненно необходимым.

В целом, тотальный футбол состоит из трёх важнейших компонентов – компактность, универсализм и футбольная аритмия. Причём каждый из них разбивал о себя основные составляющие футбола былых лет. К примеру, универсализм с лёгкостью засовывал язык за пояс персональной опёке, а компактность линий придавала остро атакующим командам Михелса железобетонную оборону – дабы дойти до ворот сборной Голландии, соперникам приходилось проходить аж три полноценные оборонительные линии, располагавшиеся невероятно плотно друг к другу. Проще говоря, Ринус изобрёл Последний революционерчто-то вроде идеальной подстраховки – проходя одну линию, на тебя мгновенно налетала другая.  Пас из глубины тоже далеко не всегда работал с нужной продуктивностью – на такие выпады Михелс изобрёл искусственный офсайд, не раз и не два выручавший его коллективы.

Но первенствующим и главным в концепции изобретения «Генерала» лично я считаю футбольную аритмию. Команды Ринуса прекрасно двигались без мяча, вводили в заблуждение соперника постоянной сменой позиций и темпа игры, футболисты на протяжении всего матча маневрировали, забегали, освобождали партнёрам свободные зоны – короче говоря, плели такие кружева, что сборной Испании образца Евро-2008 и не снилось. Всё это позволяло поддерживать высокий темп игры на протяжении всех 90-та минут, и рано или поздно, соперники проваливались.

Конечно, теории Михелса так и остались бы теориями, не опробованными на практике, если бы судьба не подарила голландскому наставнику гениального футболиста, не уступавшему тренеру в области мышления. Речь идёт о Йохане Кройффе, который был настоящим олицетворением идеологии Ринуса наПоследний революционер футбольном поле. Йоханн прекрасно чувствовал момент для манёвра, знал, когда лучше выдать шикарный пас, а когда сделать рывок вперёд. Он держал у себе все ниточки игры команды, умело и своевременно дергал их. И немудрено, что главным продолжателем дел Ринуса стал именно Кройфф, в начале 90-х явивший миру одну из самых красивейших команд за всю историю.

Но на каждого Голиафа есть свой Давид. Вот и для самозабвенной, потрясающей воображение команды Михелса нашлась кардинально противоположная сборная, не позволившая взять Ринусу то, что по праву должно было принадлежать ему – кубок Чемпиона Мира. Замысловатым Давидом стала невзрачная Германия, которая по ходу турнира сумела видоизменить свой футбол, подстроиться под Нидерланды и дать «оранжевым» самую болезненную оплеуху в истории. То поражение навсегда запомнилась людям как верх несправедливости, ведь голландцы, пришедшие в финал с ужасающей разницей забитых и пропущенных 14:1, обязаны были побеждать. Показательные выносы аргентинцев с бразильцами, издевательства Последний революционернад более мелкими противниками. Мир терпел тотальный крах перед тотальным футболом Голландии, и по всем заверениям общественности «оранжевые» обязаны были смять немцев под своим натиском, разгромить и уничтожить. Но судьба распорядилась иначе.

Просто-напросто ничего идеального в этом мире нет. Любая, даже с виду непогрешимая система имеет свои недостатки, имеет свойство сбоев. Так случилось и с олицетворяющей тотальный футбол Голландией, у которой было всего два незначительных минуса – зависимость от Кройффа и уязвимость флангов при контрвыпадах соперника. Именно на них и надавила Бундестим, именно с краёв и пришли победные мячи сборной Германии, и именно Берти Фогтс, съевший во втором тайме поединка самого Кройффа, является главным «виновником» победы ФРГ на домашнем чемпионате. Та Голландия потрясла весь мир, ознаменовала начало новой эпохи в истории футбола, но уехала с Мундиаля со слезами на глазах и серебряными медалями на груди.

Хотя судьба Михелсу должок свой вернула. Спустя 14 лет, на этих же германских полях, но уже с другим невероятно талантливым поколением, РинусПоследний революционер бьёт в финале сборную СССР и поднимает над головой титул чемпиона Европы. Но это была уже другая команда, принесшая миру несколько меньшую долю эмоций и потрясений, чем голландский феномен 1974 года. Объединяла их лишь фигура знакового для Голландии рулевого, который явил миру величайшее футбольное создание…

Для того чтобы считать себя великим тренером, необходимо обзавестись титулами, построить команду с нуля и вырастить плеяду молодых и талантливых. Ринус Михелс, ушедший в мир иной 3-го марта 2005-го года, явно превосходит своих коллег по ремеслу. Мир его запомнил и как триумфатора, и как создателя великого «Аякса», и, что самое главное, как последнего революционера, своими достижениями перевернувшего всю концепцию игры миллионов, сделав её более зрелищной и эффективной.

Охарактеризовать значение голландца для всего футбола крайне сложно, если вообще возможно. Именно ему мы обязаны происхождением феномена сметающей всех «Барселоны», именно ему мы обязаны красочной эстетикой Последний революционерспорта №1. Ринус довёл футбол до максимального пика своего развития, ведь улучшить его просто нереально. Можно где-то чего-то добивать, а где-то и наоборот – убавить, но суть останется прежней. Возможен лишь косметический ремонт, ведь все минусы уже давненько отшлифовал Ринус, базовая основа давно заложена. И давайте же скажем спасибо непревзойдённому гению, которого можно сравнить разве что с итальянским гением искусства и техники Да Винчи, за тот яркий футбол, который доставляет нам удовольствие каждый божий день.

Напоследок, хочется кинуть камень в огород современных клубов, играющих по сценарию «главное – результат». Лучшей командой за всю историю футбола люди до сих пор считают ту необыкновенную Голландию образца 1974-го года, хоть та и не смогла сломить немецкий характер. Может, всё-таки игра важнее, а, господа рационалисты и прагматики?

Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить