Ультрас с Брехаловки

01 марта 2011, 16:30

Блогер «Соккер.ру» goodbyegoodboy рассказывает увлекательную историю о верности болельщика своей команде на примере суперфаната киевского «Динамо» по прозвищу Парамон.

Есть такое латинское крылатое выражение — «sub rosa», под розой. В Древнем Риме, люди собирались в каком-то подвале или доме, вывешивали розу где-то на видном месте, и только после этого можно было говорить все, что ты думаешь, ноУльтрас с Брехаловки при одном условии: не рассказывать того, о чем говорилось, за стенами этого помещения.

Под розой. Так можно сказать сегодня и о футбольных болельщиках. Футбольная «роза» (шарф) – неотъемлемая часть и важный атрибут каждого настоящего любителя этой игры. Трудно сказать, какие тайны хранит современная торсида, но именно такие глубокие исторические аналогии подчас помогают постичь некоторые явления современного околофутбола.

Октябрьской ночью 1975-го года недалеко от Республиканского стадиона патрульный наряд Московского РОВД города Киева «свинтил» смешного с виду юношу, который мирно пересчитывал денежную мелочь под светом фонаря. В округе часто «бомбили» телефонные автоматы и газетные ларьки. Вот милиционеры и проявили бдительность.

В середине 70-х в Киеве только зарождалась так называемая «фанатка». Всё начиналось с точки через дорогу от стадиона «Динамо» — в центре Киева. Большая газетная раскладка, издания «Советский спорт», «Спортивная газета». С раннего утра тут собирались любители футбола и до глубокой ночи спорили только о футболе. В отсутствие Интернета это была своеобразная база данных, где Ультрас с Брехаловкиносителями информации выступали все болельщики — от горьких пьяниц до писателей, юристов и генералов. Некоторые это место называли Биржа, другие просто – Брехаловка.
 
Дежурный оперуполномоченный Московского РОВД быстро разобрался, что задержанный не нарушал никаких законов и не грабил ларьки с телефонными автоматами. Просто 6-го октября 1975 года должен был состояться футбольный матч за Суперкубок УЕФА между киевским Динамо и немецкой Баварией. А для болельщиков футбола тех лет это не только сам матч, но и ночёвка под кассами стадиона накануне поединка. Записи, переклички. Только заявок на билеты было подано 800 тысяч. Смешного парня отпустили из милиции, и он быстро побежал к стадиону, чтобы не пропустить свою очередь.

В один из следующих дней, попивая портвейн, признанный авторитет Брехаловки Нил Иконников узнал об истории с милицией и воскликнул булгаковским «да ты азартен, Парамоша». Эти слова знаменитого литературного персонажа генерала Чарноты и дали прозвище Сергею Заборовскому — нынешнему суперфану киевского «Динамо». Парамон. Ультрас с Брехаловки

Ему при встрече всегда первым подаёт руку Андрей Шевченко, Каха Каладзе может запросто дать Парамону на мелкие расходы 100 евро, знаменитый баскетболист Александр Волков прямо на церемонии награждения дарит ему свою золотую медаль, а Валерий Лобановский его всегда называл только по имени и отчеству. Парадокс.

Сергей Заборовский родился в самой обычной киевской семье, никогда не обладал какими-то суперспособностями. Более того, в школе он подвергался регулярным насмешкам и издевательствам. Должно быть, с этого всё и началось. Подросток начал избегать общества своих ровесников, прогуливать уроки, по вечерам бродить в одиночестве городским улицами. В один из таких дней он забрёл на хоккейный матч киевского «Сокола». И хоть, будущий Парамон тогда был не «sub rosa», а в простом пионерском галстуке, но видимо что-то тайное в Ледовом Дворце спорта все-таки произошло.

Через пару месяцев Сергей Заборовский помогал арбитру открывать калитку для оштрафованных хоккеистов на поединках «Сокола». А потом был первый футбольный матч: «Динамо» Киев – «Селтик». 1967 год. Парамон пробрался ранним утром на Ультрас с Брехаловкитерриторию стадиона, где ему пришлось прятаться до самого начала матча. Билеты на международные встречи в ту пору можно было приобрести только у спекулянтов, а стоили они целое состояние.

А через 30 лет, в 1997-м один из работников пресс-службы киевского «Динамо» предложил Парамону должность суперфана. Но почему именно ему? Не какому-то там меценату клуба, не какому-то местному Джимми Джампу или Михаилу Боярскому, не какому-то актёру, который бы подобно клоуну из «Макдональдса», в плюшевых доспехах развлекал бы публику? Сергей Заборовский маленького роста, неказист, всю свою сознательную жизнь он работает дворником на одном из киевских аэропортов, в своё время его даже не взяли в армию. Он почти всегда нелепо одет, позволяет себе странные выходки. Он до сих пор терпит насмешки. Однажды, вратарь донецкого «Шахтёра»  прогнал его от своих ворот подзатыльниками, а одесские милиционеры мило подшутили, подкинув ему при обыске боевой пистолет.

Одна из немногих публикаций в прессе о Парамоне была озаглавлена «Молюсь утром в день игры». Нет, я не собираюсь проводить клерикальную агитацию или наоборот, принижать религиозное благочестие. Просто приходят на ум исторические аналогии. В сознании возникает образы первых киевских юродивых, появившихся сразу после принятия христианства. На Руси всегда любили и почитали «убогих», безропотно несущих свой крест. Их смирение и сумасшествие принималось народом как подвижничество. Духовно слабые князья, да и простоеУльтрас с Брехаловки население искали у юродивых утешения, учились у них терпеть скорби и лишения. Просили молитв, потому что нищий и бродяга никогда не был привязан к материальным вещам, потому был ближе к Богу.

Так и через 1000 лет футбольная общественность чувствует, что Парамон ближе к футбольному Богу. Спортивная куртка с надписью «Парамон», фирменная футболка «Милана» (к слову купленная на «сотку» Каладзе) и ещё кое-какая атрибутика, называемая близкими Сергея не иначе, как хлам – вот и весь скарб 56-летнего фаната. Но главное, по выражению одного украинского журналиста, «большое спортивное сердце». 

«На матчах я стараюсь стоять за воротами соперников „Динамо“, прошу Бога, чтобы он помог нашим парням, но не всегда мои молитвы доходят до неба. Три раза молился в день матча ДК — „Барселона“. Не помогло. Кто-то молился больше»

И в заключении ещё одно явление, которое, как мне кажется, вполне соответствует исторической памяти всей отдельно взятой нации. Летом 1994 года был застрелен игрок сборной Колумбии Андреас Эскобар. Другому колумбийцу — Фелипе Альваресу — тогда было всего девять лет. И вот, спустя шестнадцать лет, он решил выразить своё отношения к этому событию. Теперь на его теле в буквальном смысле этого слова красуется футболка погибшего футбольного защитника.
                    


Второй номер «Атлетико Насьональ» из Медельина теперь ежедневно и ежечасно на Фелипе. Так южноамериканские индейцы расписывали красками своё тело в повседневной жизни. А по цветам и узорам можно было понять, к какому племени принадлежит воин, с кем это племя ведёт войну и много другой информации. Татуировка Альвареса – своеобразная погребальная маска кумиру детства, маска, которыми так славились доколумбовые цивилизации.

И хотя историкам и учёным не до конца всё известно о древних цивилизациях, равно как и о Древнем Риме – следы их всегда можно найти «sub rosa», в тайном ордене футбольных фанатов.

На правах рекламы: материал участвует в Блог-Лиге.

Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить