Soccer.ru

Wanted!

17 октября 2016, 21:33
Wanted!

Судьи — такая же неотъемлемая часть футбола, как и игроки. Но почему в последнее время в РФПЛ только и разговоров, что об арбитраже? Блогер «Соккер.ру» Сергей Колотовкин вспоминает резонансные ошибки рефери из прошлого и рассуждает о настоящем. 

Если судья плохо видит, то он не должен выходить на поле.

В. В. Лобановский

Вы узнаете этих людей? Ну конечно. Это беспощадные, хладнокровные, серийные «убийцы». Правда, они не поджидали несчастных в подъезде, не душили их капроновыми колготками и уж тем более не подсыпали яд в бокал своих жертв.

Более того. Они сами были призваны вершить правосудие, к счастью, не в стенах здания суда, а всего лишь на футбольном поле. Нет профессии вредней, чем судить футбольные матчи. Мне не вспомнить, была ли в долгой футбольной истории ситуация, когда игроки-триумфаторы после матча признавалась, что они победили только благодаря судейским решениям? Но нет на земле ни одной команды, начиная с дворовой и заканчивая величайшими сборными нашего бренного мира, тренера или болельщика, которым хоть раз не пришлось обвинить в причинах поражения «человека в чёрном».

Эрик Фредрикссон – виновен в двойном  «убийстве».  В 1986 году он хладнокровно «застрелил»  советскую сборную в 1/8 финала ЧМ в Мексике в матче со сборной Бельгии, а через четыре года спустя контрольным выстрелом на чемпионате мира 1990 года в Италии «добил» нашу команду в матче Аргентина – СССР,  когда не увидел игры рукой Диего Марадоны.

Монтейру Корраду – «задушил» московский «Спартак» в полуфинале Кубка кубков 1992 года с бельгийским «Антверпеном».  

Вацлав Крондл –  цинично надругался над сборной России в 1997 году в матче  Болгария – Россия.

И, несмотря на гуманный закон об освобождении от ответственности этих персонажей  в связи с истечением сроков давно­сти, сердце до сих пор сжимается при одном только упоминании этих имен. Они виновны, им вынес приговор наш справедливый болельщик и сама история. И нет им пощады.

Проходят годы. Многие из тех, кто был свидетелем тех судейских злодеяний, повзрослели или постарели. И вот, вглядываясь в кадры хроники с высоты приобретенного опыта матча СССР – Бельгия, избавившись от болельщицкой паранойи, ловлю себя на мысли, что сборная под руководством Валерия Васильевича Лобановского, которая всегда славилась организованной и плотной обороной, позволяет так легко и беспрепятственно расстреливать ворота Дасаева из пределов штрафной площади. Беспрепятственно, без сопротивления, как теперь любят говорить футбольные аксакалы: — смотрели футбол. Четыре гола. Это слишком для любого коллектива, тем более нашей сборной с подбором великолепных исполнителей, и выдрессированных тренерским гением Лобановского защитных построений. Любой заброс за спины наших защитников сопровождался опасной ситуацией у наших ворот, а наши парни не использовали уйму моментов. Проиграли. Виноват Фредрикссон? Или все же линейный арбитр, который не зафиксировал положение «вне игры»? И то, только в одном из пропущенных голов. Смотрю и понимаю — поражение-то по делу, по игре. Ошибки в обороне вопиющие и непростительные.  Так же, как в матче СССР с аргентинцами.  Валерий Лобановский на послематчевой пресс-конференции сказал: «Cборная СССР сыграла очень хорошо, а футболисты выполнили все тренерские указания, причем во втором тайме, оставшись вдесятером, диктовали свои условия сопернику. Единственное, в чем команда не преуспела, так это в реализации голевых моментов, что и привело к неудаче. Я доволен этой игрой команды. Она была достаточно высокого класса. Команда показала, что была готова к борьбе за самые высокие места в первенстве, но, увы, теперь нам придется покинуть чемпионат».  Годы идут, а тренерская риторика в дни поражений не меняется. На этой же пресс-конференции Лобановский обронил фразу, послужившую эпиграфом. А на самом деле, команда играла с одним ярковыраженным нападающим. Вот только Протасов был не в лучшей форме, и команда Советского Союза не сумела забить в двух матчах ни одного гола. А случай с очередной «Божьей» рукой Марадоны случился всего лишь на одиннадцатой минуте встречи.

Wanted!

Прекрасно помню этот вечер. «Спартак» побеждает «Антверпен» 1-0, и по итогам двух встреч концовка матча кажется безоблачной. Мы в финале Кубка кубков! Гордость, радость. В итоге — 3-1 в пользу бельгийского клуба. Гнев и бессильная злоба. Действия судьи заставляют ненавидеть, и точить кухонные ножи.

«Я абсолютно уверен, и не только я, что с первых минут этого матча шло целенаправленное уничтожение „Спартака“. Для начала судья принялся раздавать карточки тем игрокам, которые не смогли бы, затем принять участие в финале, — Карпину, Онопко. Он, как и многие, понимал, что в целом „Спартак“ явно превосходил бельгийский клуб и должен был стать финалистом Кубка». 

Вспоминал спустя много лет участник тех трагических событий, защитник «Спартака» Андрей Чернышов.  

«С моей позиции этот момент был прекрасно виден. Когда Иванов хотел выйти из собственной штрафной, Чернятински схватил его за футболку. Иванов один раз попытался вырваться, другой — не получилось. И тогда локтем слегка оттолкнул бельгийского игрока — таких игровых эпизодов во время матчей бывает немало. Чернятински же с криком рухнул в штрафной»

Так ли легко и, главное, зачем? Камера не показала этот эпизод. Основные действия происходили в районе центрального круга. Так кого винить? Зачем нужно было отмахиваться, провоцировать судью и давать повод? Мне сказать сложно. Непрофессионально и весьма легкомысленно. Легко рассуждать, сидя на диване, но если вы находитесь на поле, то там, пожалуй, жарче, чем в жерле вулкана Кракатау. Молодые и здоровые с пунцовым румянцем во что бы то ни стало желают победить и прекрасно видят, что и как происходит, и как ведет себя судья, но накал борьбы и бешеный адреналин не дадут возможность мыслить объективно. Но если соперник неуступчив и достаточно жесток в единоборствах, то судейское «подсвистывание» воспринимаешь с большим остервенением. Это есть, и кто скажет — предвзятость это или непрофессионализм. В пылу борьбы – только спортивная злость и желание победить.

Wanted!

Тема судейства вечная и такая же неблагодарная, как тема борьбы добра и зла. Мне в этой связи любопытно другое. В футбольном мире существует расхожая фраза, которая пытается успокоить желающих изготовить душистое мыло из представителей этой древней профессии.

Судья — неотъемлемая часть футбольного действа, наравне с игроками. Нет причин спорить, вот только если нападающий мажет из выгодной ситуации, вратарь пускает «бабочку», защитник теряет позицию и игрока – он вредит только своей собственной команде. Судья же, хоть и часть игрового процесса, но права на ошибку не имеет. И это важно понимать сегодня, когда тема судейства снова и опять выходит на первый план и затмевает собой нюансы самой игры.

Ведь дело-то не в судействе и не в футболе, а в противостоянии мнений и болельщицкого желания «ущипнуть» противника. В этом нет ничего конструктивного и разумного. Все вращается вокруг индивидуального восприятия, далекого от футбольных правил и их понимания. Главный вопрос – это вопрос восприятия и оценки. Те, кто не могут это делать это с холодной головой, вряд ли способны рассуждать. Согласно учению, восприятий очень много, и они очень переменчивы. Если вы обладаете одними знаниями, а ваш собеседник другими, то и смотреть на мир вы будете разными глазами. Поэтому, даже если вам что-то кажется очевидным – проговорите это, споров будет меньше. А не проговорили – кто виноват?

Восприятие связано с эмоциональным реагированием, причем влияния идут в обе стороны: как ваши эмоции определяют ваше восприятие, так и способ вашего восприятия во многом определяет ваши эмоции. Какое восприятие вы себе сделаете, с какой позиции восприятия посмотрите – такая вам эмоция и будет.

Посему мне всегда нравится Валера Карпин, ибо его суждения совпадают с моими эмоциями и моим восприятием.

– Что скажете об истории, когда несколько футболистов после поражения от Уэльса в разговоре со Слуцким назвали себя «г…»

– Это просто эмоции после поражения. Нормальное явление.

– Вы о себе так когда-нибудь думали?

– Конечно. Когда «Спартак» проиграл «Антверпену» в начале 90-х, не выйдя в финал Кубка кубков.

Судейство Иванова оценили как неудовлетворительное, Безбородова – отлично. Кого это может вразумить, или убедить? В поисках жареной темы, интриг и скандалов, никому нет дела до тонкостей и причинно-следственной связи. Все же «очевидно». Передачу «Свисток» в эфир не выпустил «Газпром» из-за возможного скандала и неприличного судейства. А «предвзятый» арбитраж Иванова — стал причиной «истерии» руководства «Спартака». О футболе и футболе интересном – ни слова. И это притом, что «Ростов» за десять предыдущих туров отхватил аж шесть красных карточек. Пустяки?

Wanted!

А забей Нобоа в концовке встречи, то разговоры о якобы неквалифицированном судействе перешли бы в плоскость ущербности спартаковской обороны.

В России пресса больше обсуждает судейство, чем сам футбол. Такое мнение ТАСС высказал исполняющий обязанности главы департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) Алексей Николаев. И это, увы, – факт. Статьи под заголовками, как судья убил «Ростов» или «Спартак», сотрясают исключительно воздух и неокрепшие умы.

«Теперь, когда долг мой выполнен, и правосудие, очищенное от скверны, торжествует, я сделаю шаг, совершить который под силу только величайшему судье. Ибо истинное величие судьи в способности покарать себя...»

(судья Уоргрейв)

Все комментарии
Аркадий Северный
Аркадий Северный ответ V V S (раскрыть)
20 октября 2016 в 18:33
Таких рекомендаций не существует; это выдумка псевдо-инспектора
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ dinoel (раскрыть)
20 октября 2016 в 15:15
))))
dinoel
20 октября 2016 в 14:29, ред.
Году в 1972 я судил встречу между факультетами. Лайсменов не было. Была сутолока в штрафной. Я свистнул офсайд. Руками ничего не показал. Обе команды одобрительно-уважительно на меня посмотрели и нападающие поставили пенальти. Никто не возражал, я в том числе
ermak6848
19 октября 2016 в 04:31
Калина ( Италия ) - самый импозантный судья !!!
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
18 октября 2016 в 23:01
Я не верю лично в "проплаты" матчей и "букмекерскую" составляющую, но то, что может (в отдельных матчах) быть задействован админ.ресурс и на судей может оказываться определённое давление-это допускаю. Такова наша система и не только в футболе.
Что касается судейства в целом, то это безусловно архисложная работа и выдающихся арбитров, так же как и выдающихся футболистов-единицы.
Сергей Колотовкин
18 октября 2016 в 19:26
передачу свисток кто нибудь смотрит из сторонников "заговора"?
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Dj.Depp (раскрыть)
18 октября 2016 в 17:56
Главное, что он в свое время сталкивался сам с судьями и не хочет, чтобы было также и с ним. И конечно он чувствует эпизод нутром. А на счет судейства. Да нормальное оно в целом. Вот раздуваем. И я тоже. Но не с точки зрения закупочной стоимости.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
18 октября 2016 в 16:58
Абсолютно согласен! Бывший футболист всегда лучше ориентируется в игровых эпизодах, быстрее и точнее угадывает симуляцию. Хотя тоже...не факт, что из большинства игроков получатся более-менее сносные судьи. Судейство-тонкий момент. Как говорится, со свистком нужно родится.)))
Dj.Depp
Dj.Depp ответ mitrofanych (раскрыть)
18 октября 2016 в 16:55
Верно, согласен по поводу работы с видео. Им по тысячи раз на примерах разбора конкретных эпизодов поясняют, как правильно действовать в той или иной ситуации, но это совсем не говорит о том, что на поле они смогут всегда правильно сориентироваться и принять верное решение. У всех людей разная скорость реакции. У кого-то молниеносная, у кого-то более медленная. Поэтому и принимать быстро и, в то же время, взвешенные решения могут далеко не все.
Ещё раз повторю, что возможность в серьёзном эпизоде (пенальти, красная карточка) пересмотреть повтор и оценить правильность своего решения-дорогого стоит и хорошо, что это новшество уже опробуют.
mitrofanych
mitrofanych ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
18 октября 2016 в 13:41
Согласен, но с высшим образованием возьмут на предприятие и есть перспективы, а без образования - фиг. Также и с судьями, шансов стать хорошим арбитром, будучи в прошлом футболистом, больше, чем если бы карьеры футбольной не было вообще.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ mitrofanych (раскрыть)
18 октября 2016 в 13:38
вот здесь не в курсе. И тренер может быть хорошим не играя в большой футбол и наоборот, хороший игрок - не обязательно великий тренер. В судействе то-же. Дело не в ошибках. Всяк волен, а в их системности. Можно не увидеть, но нерв нужно чувствовать и нити игры держать, быть авторитетом а иначе.
mitrofanych
mitrofanych ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
18 октября 2016 в 13:03
Если арбитр в прошлом не был футболистом, то карьеры судьи у него не будет. Такое неофициальное правило существует, как и то, что будет проще тому, кто продолжает династию)))
mitrofanych
mitrofanych ответ Dj.Depp (раскрыть)
18 октября 2016 в 12:59
По поводу не успевает - все судьи ФНЛ и премьерки сдают очень неслабые нормативы, поэтому если не успел к моменту, то проваливай судить детей. На Европе нормативы еще жестче.
А по поводу трактовок - во избежание разных трактовок проводится огромная работа с видео, там по каждому эпизоду идет обсуждение, как надо делать и как не надо, чтобы ни один арбитр не косячил. Ведь класс арбитра определяется в первую очередь тем, что он не ошибается в простых моментах.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Dj.Depp (раскрыть)
18 октября 2016 в 12:53
я добавлю, что мне кажется важным. Были бы все как Игорь Захаров ( в прошлом футболисты) все могло быть проще. Я помню, что Захаров чувствовал моменты с точки зрения игры и с футболистами умел договориться.
Dj.Depp
18 октября 2016 в 12:08, ред.
Тема судейства в футболе-тема извечно злободневная и острозаточенная. Как, в прочем, и тема судейства вообще. Как юрист, скажу, что изначальная слабость судейства, как института в целом, заключается в том, что один единственный человек наделён полномочиями вершить чужие судьбы. А ведь он всего лишь человек, со своими слабостями, невежеством и комплексами, присущими любому из отряда Homo sapiens.
А мы, зачастую, почему-то с него требуем, как с небожителя, лишенного всего человеческого и вознёсшегося над грешным миром?
Главный же минус любой судебной системы в том, что любой человек может трактовать одни и те же факты по разному. Порой, в диаметрально противоположные стороны. И не потому отнюдь, что он продажен или ангажирован одной из сторон, а просто потому, что у него сложилось именно такое, своё, сугубо субъективное мнение. И всё.
Но у судьи по гражданским, уголовным или конституционным делам есть хоть время на изучение вопроса, формирование собственного мнения и вынесение вердикта. Судья футбольный всего этого изначально лишен. И дело совсем не в том, что он с животиком, плохо бегает и не всегда во время оказывается в гуще событий, а в том, что эти самые события он за доли секунды должен оценить, дать им трактовку и принять решение. Особенно это трудно в матчах со статусом и большим накалом страстей. Ведь и у судьи в таких матчах адреналин зашкаливает и в голове туман...
Считаю, что та тема, Сергей, которую ты недавно поднимал и освещал (о видеоповторах) более, чем актуальна и судье надо дать хоть какую-то помощь в его нелёгкой работе. Хоть какой-то тайм-аут и доп.информацию перед принятием ответственного или даже судьбоносного для матча решения.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Shagrath82 (комментарий удален) (раскрыть)
18 октября 2016 в 12:01
спасибо. не видел этот выпуск. Все очевидно и аргументировано.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ mitrofanych (раскрыть)
18 октября 2016 в 11:51
конечно, об этом и в статье в том числе. Другое дело - нет желания узнать. Тоже было когда Велик якобы "сломал" Акинфеева и Габулова. И еще хорошо помню момент Терек - Спартак. Зе Луишь прорывается под углом к воротам выходит на ударную позицию в штрафную его догоняет защитник и акцентированным движением, со спины толкает нападающего. Нет пенальти и повторов.... Когда момент обсуждали, многие на голубом глазу уверяли, что была игра плечо в плечо и таких моментов много и пенальти за это не назначаются... И хоть убейся.. и с повторами и как угодно....
mitrofanych
mitrofanych ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
18 октября 2016 в 11:44
В данном случае я думаю идет смесь эмоций и незнания правил. Однако откуда-то же взялись какие-то рекомендации и их почему-то все читали кроме меня, хотя я все правила и рекомендации знаю очень и очень неплохо.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ mitrofanych (раскрыть)
18 октября 2016 в 11:35
увы. только и приходится читать в отзывах " купили" на этом познания заканчиваются.
mitrofanych
mitrofanych ответ V V S (раскрыть)
18 октября 2016 в 11:30
Нет таких рекомендаций!!! Не выдумывайте!
Агрессия в принципе бывает только умышленная, это во-первых, а во-вторых Кудряшов виновен в серьезном нарушении правил, а не в агрессии не путайте.
А то про, что Вы говорите, это так называемое "18"-ое (правил всего 17) правило "включить голову": пнул игрок со злости мяч в щит, а он взял и отскочил в лицо сопернику. Вроде бы агрессия, но неумышленная, так что не путайте за что был удален Кудряшов.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ V V S (раскрыть)
18 октября 2016 в 10:59
прекрасно. Вы уверены, что судья видел не умышленные действия? Куранье удалили в свое время за более не очевидное нарушение ( ситуации похожи) . И это не значит, что нужно было давать красную, но и упрекнуть судью, что он поступил предвзято?«Решение судьи было верным, на сегодняшний день это красная карточка. Использование шипов, прыжок, угроза здоровью футболиста. Это про рекомендации.
Вы видели как до момента удаления играл Кудряшов? Нет? Жестко и фолил часто. При чем тут конъюнктура?
V V S
18 октября 2016 в 10:35
Ну чего тебе Ростов в борщ на76 что ли или в компот написал коньюктурщик хренов. Читай рекомендации ФИФА и УЕФА "даже если действия футболиста были агрессивные, но не умышленные, то это ЖЕЛТАЯ карточка". Вот так журналюги коньюктурщики извращают очевидные для всех факты.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ mitrofanych (раскрыть)
18 октября 2016 в 10:22
не 10 негритят а всего лишь цитата, которая хорошо подошла. в тему.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Исмагил (комментарий удален) (раскрыть)
18 октября 2016 в 10:20
Это и хотел сказать, в ответ именно на этот отзыв.
AmIIIeR89
18 октября 2016 в 10:11
На ум приходит пока одно - полуфинал ЛЧ 2009, Челси - Барселона, Эвребе. Кто смотрел матч, поймет
mitrofanych
18 октября 2016 в 09:47
Честно говоря не понял причем здесь "10 негритят", ибо там был сумасшедший маньяк. А так в целом понравилось. Можно было бы еще добавить что, не только эмоции виноваты в трескотне, но и банальное незнание правил.
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Rechter (раскрыть)
17 октября 2016 в 23:34
приятно
Rechter
Rechter ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
17 октября 2016 в 23:33
Я понял )
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Rechter (раскрыть)
17 октября 2016 в 23:32
я на 4-х появляюсь
Сергей Колотовкин
Сергей Колотовкин ответ Rechter (раскрыть)
17 октября 2016 в 23:31
статья о частном подходе
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить