Soccer.ru

Вы чемпионы?

09 декабря 2016, 19:11
Вы чемпионы?

Когда моей дочери было чуть меньше годика, она была очень вредная. Засыпала долго, спала тревожно, кричала оглушительно, на вопросы не отвечала, на уговоры не реагировала.

После различных отцовских ухищрений ее удалось угомонить аккурат к исполнению волнительного гимна. В кромешной тьме и гробовой тишине, заглушая мягкой подушкой радостные крики и стоны разочарования 18 октября 1995 года я наблюдал, как в третьем туре группового этапа Лиги чемпионов на стадионе «Лёркендал», что в городе Тронхейме,  московский «Спартак» уверенно проигрывал норвежскому «Русенборгу». В те далекие годы команде плотной, кусачей, неуступчивой.

После двух кряду побед, сначала над английским «Блэкберн Роверс», а потом над  польской  «Легией», казалось, что уж с норвежцами-то мы как-нибудь да сладим. Заканчивается первый тайм. Мы ярко «горим» 0-2. Все ясно. Щурясь от яркого света,  перерыв провожу на кухне. Позвонил пьяный приятель. Он бессвязно сокрушался увиденным и интересовался моим прогнозом. Помню, что упаднического настроения не было. Только едва ощутимое ощущение горечи. После трех игр шесть очков — вполне приличный результат, а впереди еще две домашние встречи. Нет нужды напоминать преданным любителям футбола, что второй тайм превратился в бенефис москвичей, в частности — Валеры Кечинова. Норвежцы были уничтожены, морально и физически. Окончательный счет  4-2. В глубокой ночи этот результат воспринимался, как щедрое наследство от ранее неизвестного, но очень богатого родственника.

«Триумф» российского футбола! В том сезоне по итогам группового этапа Лиги чемпионов «Спартак» продемонстрировал редкий стопроцентный результат. Его нельзя улучшить — его можно только повторить. Радость и гордость. Ерунда, что «повезло» с жеребьевкой.  Только вот до сих пор жаль, что известные события не позволили «Спартаку» пройти французский «Нант» и «сказку сделать былью, понимаете ли». Этот результат навсегда  вошел в нашу футбольную историю, как, пожалуй, самый яркий, но несбывшийся из российских лигочемпионских надежд.

Спустя пять лет «Спартак» был уже совсем другим. Как и формула проведения Лиги чемпионов. Групповой этап в ту пору стал двойным. Первый этап москвичи прошли здорово, обыграв дома всех соперников: и «Спортинг», и «Байер», и даже «Реал» в холодных «Лужниках». Вспоминаете? А тот матч в мороз на старте второго группового этапа? Когда был разгромлен «Арсенал» Арсена Венгера? Но та победа так и осталась единственной на этой стадии. Команда финишировала в своей группе на последнем месте. Что еще можно вспомнить из редких, поэтому и славных моментов российского участия в главном командном турнире?

В 2002-м Юрий Сёмин уже сделал «Локомотив» достаточно грозным клубом, даже по европейским меркам. Если «Спартак» в том сезоне успешно ставил антирекорды в группе с «Базелем», «Ливерпулем» и «Валенсией», то «железнодорожники» не только уверенно прошли через квалификацию, но и здорово выглядели на первом групповом этапе.

Вы чемпионы?

В 2009-2010 году сезон получился для России во всех смыслах примечательным. Впервые стартовали сразу три клуба. Именно тогда «Рубин» отметился победой на «Камп Ноу» и достойным третьим местом в компании каталонцев и «Интера». Ну, а ЦСКА добился лучшего в своей истории результата. Ну, есть же, что вспомнить, есть. Эти победы мы бережно храним в своем сердце, как старые семейные фотографии. Бывает, перелистываешь, вспоминаешь. Правда, грустных страниц в этом альбоме пока значительно больше.

А в целом лигочемпионские скитания наших клубов на фоне наших ожиданий, подозрительно похожи на безосновательность притязаний в отношении победного потенциала российской сборной. Как истолковать эту болельщицкую веру, основанную исключительно на безграничном надувном оптимизме? Мы радовались фрагментарным победам над грозными европейскими коллективами, но кто признается, что сразу после жеребьевки мы с уверенностью говорили о гарантированном выходе из любой доставшейся нам группы?

Я вывел формулу. Она проста и очевидна. (Результаты жеребьевки + рейтинг соперников, + заранее подготовленный скепсис) умножить на тайную надежду в конечный успех и все это поделить на итоговое четвертое место в группе = очередное разочарование.

Возвращаясь к воспоминаниям, и отнюдь не столь радостным, мне была очевидна бездна, разделяющая наши коллективы с коллективами импортными. Нас превосходили и в технике, скорости принятия решений, тактической выучке, силе и глубине состава. Отечественный автопром супротив «Volkswagen Konzern». Проходят годы, но зримых успехов в Лиге чемпионов мы пока не добились, несмотря на то, что сегодня уровень наших команд по сравнению с прошлыми годами, как говорят – это  «две большие разницы».

Но что мы когда-нибудь сочтем несомненным успехом? Какой результат станет эквивалентом удачного выступления? В моем понимании, соревнование, где разыгрывается один единственный кубок, станет успешным только для команды его завоевавшей. Тут нет серебряных и бронзовых медалей.

Но пока — это для нас чересчур. Пусть регулярно и стабильно нашим лучшим достижением станет выход из любой группы и не слишком провальное выступление в первых играх «весенней» части турнира. Это для начала.

Так что мешает? Почему в турнире, считающимся рангом ниже, наши клубные успехи гораздо осязаемей и значимей?

Первое, что приходит в голову и что на слуху. Мол, Лига Европы большим клубам не интересна, поэтому у всех остальных появляется шанс. Честно говоря, так себе теория, но пускай себе висит. Для общей массы, и для развлечения тех, кто искренне в это верит.

Исходя из сегодняшних реалий, кто из российских клубов может всерьез претендовать на решение подобной задачи?

Только «Зенит»? И то сегодня, скорее, по инерции, и то только по потенциальным финансовым возможностям, направленным на усиление и без того крепкого состава.

В прошлом сезоне команда едва не повторила «спартаковский» подвиг, но после фееричного группового этапа очередной провал по весне. Поражение от, казалось, «проходимой» «Бенфики». Вот вроде из группы вышли, успех? А вроде и не успех.

А сегодня и сказать-то боязно. В Лиге Европы и во внутреннем чемпионате команда пропускает обильно, несмотря на пока вполне достойный результат.

ЦСКА? Только что закончили. Пока достаточно. Ситуация в клубе известная. «Спартак»? – пусть сначала хотя бы попадут в квалификационный раунд. «Краснодар», «Ростов»? Не уровень, правда? «Терек»? …

Вы чемпионы?

Так что же происходит? Каждый год, открывая такой бескомпромиссный и боевой чемпионат России, многие клубы обозначают планы на сезон. Некоторые не утруждают себя обозначением итогового места, говорят просто – в зоне еврокубков. Зачем? Да, зарабатываем денежные средства. Попадание в основной раунд Лиги чемпионов, наверное, самый лакомый и единственно возможный способ нашим клубам неплохо поправить свои финансовые дела.  

Много и часто говорят о престиже клуба, страны, рейтинговых баллах. На деле получается с точностью до наоборот. Напоминаю, говорим исключительно о главном европейском турнире.

Возникает ощущение, что радость от заслуженного чемпионства сменяется заботами иного рода. Подготовка стадиона, скудность личного состава, опять много игр на неделе. Интересно, о чем же говорят руководители клубов, прекрасно зная, что в следующем сезоне нужно поучаствовать в Лиге чемпионов? Надо усиливаться? Надо. Но нет денег, а еще и этот проклятый  финансовый «fair play». И как будем играть? Ну, как-нибудь сыграем.  

И если осенью в групповом турнире еще существуют призрачные шансы, то весной (в феврале) опять начинаются разговоры о бессмысленности перехода на систему осень-весна. Например, в этом году мы в первом же раунде весенней сессии потеряли все свои лучшие команды.

Так зачем нам Лига чемпионов? Ну, если не для завоевания кубка, так хоть ради денег. По итогам этого сезона команды получат: (все суммы указаны в евро.)

12 000 000 — только за попадание в групповой турнир

1 500 000 – за каждую победу в групповом турнире

500 000 – за каждую ничью

5 500 000 – за выход в 1/8

6 000 000– за выход в 1/4

А это значит, что  «Ростов», который славен долговыми обязательствами, заработал около 20 000 000, армейцы, около 15 000 000. А если учесть, сколько заработал «Зенит» и ЦСКА за последние годы участия в этом турнире, то возникает единственный, и весьма «шкурный» вопрос:

«Куда деньги деваются?» Ведь вряд ли, что еще не заработанные средства от участия в Лиге чемпионов закладываются в бюджет клуба. Не бывает таких экономистов.

И дело не в «шуршании» по чужим карманам, а в элементарном моем непонимании. Как строится подготовка клубов к участию в таком доходном и престижном турнире, и как формулируются задачи на турнир, а главное, что для этого делается исходя из мрачных результатов?

Есть и еще один конец у этой палки. «Ростов» выглядел в «группе смерти» командой не просто отбывающей номер. Задачи формировались исходя из результатов квалификационного турнира. Для достижения цели жертвовали очками в российском чемпионате, давая отдохнуть своим лидерам. Ведь есть же ощущение продуманной стратегии и тактики в действиях руководства и тренерского штаба? Внимательное изучение противника, реализация замыслов на поле. Вышли в Лигу Европы. Все по науке и по уму. Может, Бердыеву дать профессора и создать университет для обучения футбольных менеджеров элементарному футбольному ремеслу?

Вы чемпионы? 20 000 000! Я многого не знаю. Наверняка есть расходы, которые покрывают этими доходами. Понятно, что были затраты и на проживание, и перелеты. Но сейчас, наверное, можно погасить долги, можно усилить состав, можно хорошо подготовиться к первым матчам в Лиге Европы, и все это касается всех наших команд. Я не хочу, чтобы пришлось сокрушаться от неказистых результатов, как это часто случалось. Мне хочется, чтобы  чемпион России думал не только о «легком» заработке, а еще и о чести и достоинстве. Лига чемпионов – соревнование не только клубов. Это (по идее) лучшие представители своих стран, этот турнир – большое зеркало. Почему нам не всегда интересно, как мы в нем отражаемся?

Все комментарии
Dj.Depp
12 декабря 2016 в 18:57, ред.
Добрый вечер! Прочитал, чуть поноснальгировал, всгрустнул...в общем весь спектр.))) Что касается "престижа страны", то наверное, подспудно, в голове это все игроки держат, у кого гражданство прописке клуба соответствует. Хотя конечно и в меньшей степени, чем тогда, когда играешь за сборную и представляешь непосредственно интересы страны.
По деньгам, турниры эти были "денежной бомбой" для нас в 90е и начало нулевых, когда з/п в клубах были более, чем скромные и деньги от ЛЧ могли дать огромное подспорье бюджету. Сейчас, все клубы, которые в состоянии пробиться в Кубки, имеют такой уровень одних з/п, что (условные) 20 лямов евро-это для них практически "ни что". Утрированно конечно и это хорошие деньги, но суть от этого не меняется. Остаётся только престиж и имя самого клуба и гордость за то, что удачным выступлением ты смог вписать своё имя в его историю.
Как-то так...))
Эдуард_Анатольевич
12 декабря 2016 в 16:42, ред.
А я о чем и говорю!!!Деньги сыпятся в карман еврея!!!
Какая может быть речь о том, что я не усилил ЦСКА, когда Гинер разваливает его на глазах, превращая в Динамо
БрашпилЬ
11 декабря 2016 в 11:40
Ростов хотел играть в еврокубках - жилы рвет и играет. Про остальных и сказать нечего.
Михалыч 54
11 декабря 2016 в 01:02
Спасибо автору за добрые слова в адрес Ростова. И во всех других суждениях я с ним согласен. А что касается игр Зенита и Краснодара в последнем туре ЛЕ, то мне кажется, что игроки этих команд ушли в отпуск до начала игр, вот и не сложилось. А на рейтинговые очки для России они просто забили, если не сказать жёстче.
CTAPbIU
10 декабря 2016 в 23:20
Не думаю, что в нашей огромной стране все кривоногие поленья и в футбол играть не умеют. Не верю что тренеры в РФПЛ отстают от мировой футбольной жизни. Могут играть, ну не 100% Лигу чемпионов выигрывать, а вот до 1/4 точно по плечу. Вопрос действительно в другом: Кому это надо? Пожалуй, только нам болельщикам. А футболисты не виноваты, что не оправдали наши ожидания.... Будем ждать, когда какая-нибудь команда проявит полноценный интерес к этому трофею.
ZeeDunn
10 декабря 2016 в 16:37
Вопрос поставлен абсолютно правильно. Но в неработающей футбольной экономике, в невыстроенном футбольном хозяйстве, при размытых критериях оценки успешности - всё это остаётся, увы, гласом вопиющего в пустыне. Уже давно стало понятно, что с нашим климатом единственный выход - это полностью крытые стадионы с подогревом трибун, как в Исландии. Ну, и переход на самоокупаемость клубов. Это трудно. Но когда-то начинать придётся. Пусть поначалу таких клубов будет немного. Затягивая этот процесс, мы всё дальше отстаём в развитии от футбольного мира.
Denfard
10 декабря 2016 в 13:18
Вы посмотрите на каких шикарных автобусах мы возим наших горя футболистов России. а детей на соревнования возим в гробах на колёсах ,а потом сами и удивляемся, где же деньги выделенные на спорт и куда они растворяются и по чьим карманам через каждые полгода эти безобразия у нас происходят, а виновные, как всегда стрелочники ,а прокуратура всегда ни при делах- они не знают, когда на реках лёд сходит, не знают когда первые завозы в детские лагеря ,они вообще когда думать начнут своими головами ?
Правдин Семён
10 декабря 2016 в 11:34
Тоже об этом думал.Тем более у грандов наших долгов нет.Выходит,кто-то зарабатывает,а престиж до звезды.
никита001
никита001 ответ Mark_Tolson (раскрыть)
10 декабря 2016 в 04:20
Ваше мнение - ваше право!
А страна, конечно, участия заслуживает. И то, что система продумана и отработана, не вызывает сомнений.
Mark_Tolson
Mark_Tolson ответ никита001 (раскрыть)
10 декабря 2016 в 03:40
подавляющее большинство такие. к команде в общем-то претензия только за игру в еврокубках. а так больше всего негатива к спартаку у людей из-за того, какую ахинею пишут его болельщики. один рейнгольд чего стоит. но он лишь верхушка айсберга. вот эта вся напыщенность, фу. воротит. если спартак реально станет чемпионом, на соккере в пору будет просто отключать комментарии) хотя один плюс от этого есть. по крайней мере спартак попадет сразу в группу, не слетит в квалификации, хотя бы 4 очка за участие в группе даст.
а авторская позиция, да простит меня Сергей, со стороны так и выглядит. гениальная логика. когда читаешь эти бубубу, вооот, ЛЧ не выигрываем, нечего вообще туда тогда выходить, так и представляется, как бабуля на лавочке кулаком трясет, вспоминая, что при Сталине было лучше. тема высосана из пальца. есть система определения состава групп Лиги Чемпионов. наши команды туда попадают? значит наш чемпионат этого заслуживает(а система вполне себе продумана, места дают по выступлениям команд этой ассоциации за последние ПЯТЬ сезонов). есть схема выхода в плей-офф. не вышел? значит не заслужил. вот и все. все заслуженно, все справедливо, все на своих местах. а он чего пишет? когда видишь какую-то альтернативную точку зрения, это одно. а когда видишь откровенную ересь, это уже совсем другое
никита001
никита001 ответ Mark_Tolson (раскрыть)
10 декабря 2016 в 03:21, ред.
Ну, не все же спартаковские болельщики кричат о том, что их клуб особенный. Хотя, признаюсь, меня порой такие мысли посещают - но это от слишком уж "боления" (ох, давно болею за Спартак! Маслаченко не захватил, но Кавазашвили в воротах помню) - каждый видит то, что ему хочется. Порой искренне считая, что так оно на самом деле и есть.
Да, никто не сокрушался, каким образом выиграли 1:0 в Грозном. Довольны! Кстати, отметил бы игру с Локо - лично там я больше переживал, и с Рубином. Терек ведь давил прилично, но чтобы мяч по штрафной метался - такого, в принципе, не было. Хотя это уже "в повторе", когда все знаешь и оцениваешь спокойно. А во время матча - да... Терек, дома не проигрывает, Зенит до того уделал - рады были исходу, что и говорить.
Да, и с Краснодаром, и с Зенитом - похожие мысли. А Ростов - тоже ФНЛ перед глазами, да, чудо, подвиг. Но когда подвиг на подвиге - может, уже некое подобие закономерности?
Э, забыл добавить: не сходясь в некоторых оценках с вами, автор вес-таки пишет очень хорошо. Вообще его статьи имеются ввиду, а не только эта. В отличие от многих и многих Сергей старается раскрыть ту или иную проблему (тему, вопросы) по мере возможности беспристрастно (но с авторской позицией!) и с разных сторон.
Уж про бабок и алкашей - это, наверное, чересчур.
Mark_Tolson
Mark_Tolson ответ никита001 (раскрыть)
10 декабря 2016 в 03:03
    никита001
    никита001 ответ Mark_Tolson (раскрыть)
    10 декабря 2016 в 02:28
    В принципе, Краснодар - да... Но кто знает?
    Зенит - должны. Смотря кто попадет, но у них шанс неплох.
    Ростов - тоже да, ребята боевые и просто так не отдадут.
    Даже чисто по числу оставшихся команд наши шансы предпочтительнее перед португалами.
    Однако, что мне Вам объяснять, сами все прекрасно понимаете - это футбол. Все бывает. Хотя если команды подойдут настроены решительно, оптимизм есть. В любом случае надеемся.
    А по автору - с его видением, естественно, можно спорить - ведь у каждого свое мнение. Я, к примеру, с ним согласен. Это не значит, что мы правы. Так же не значит, что правы оппоненты. И наоборот.
    никита001
    никита001 ответ Mark_Tolson (раскрыть)
    10 декабря 2016 в 02:21
    Шесть подряд чемпионств. И при чем здесь стеночки и забегания? Речь о ЛЧ и об отношении наших клубов, их структур, в онце концов и болельщиков к этому турниру.
    В чем же автор неправ?
    Mark_Tolson
    Mark_Tolson ответ никита001 (раскрыть)
    10 декабря 2016 в 02:20
    я активно слежу за рейтингами, собаку на этом съел, так что тут я и сам все понимаю)
    к Краснодару и Зениту претензий особых тоже нет, из группы вышли, ну да, не хватило настроя на последний матч, бывает. привык я уже, что шестой тур перед самым отпуском, да еще и на выезде... привычно уже, что сливаются. главное, что группу преодолели. а вот в плей-офф не верится в Краснодар. сдали быки. уже и вправду задумываешься, что на багаже Кононова шли, а сейчас вот под руководством Шаливома постепенно все рушится. плюс быки несеянные... в общем, на Краснодар не рассчитываю. на Зенит рассчитываю. класс есть класс, Зенит еще и сеяный, есть отличная возможность уж как минимум до 1/4 добраться, этого в принципе должно хватить, чтобы шестое место у Португалии забрать. все таки Порту и Бенфике будет очень тяжело в ЛЧ очки добывать. надеюсь, еще Ростов поможет. коллектив боевой, могут дободаться, могут выйти в 1/8, и это очень кстати для страны будет. в общем, смотрим в будущее с оптимизмом, шестое место должно быть наше
    никита001
    никита001 ответ Mark_Tolson (раскрыть)
    10 декабря 2016 в 02:03
    Мы, кстати, на данный момент седьмые, а не шестые. Португезы нас обогнали. Совсем на немного. И это благодаря командам, которые зарабатывали очки для страны, пока решали свои задачи по выходу. Вышли - и все дружно слили. Понятно, конец сезона... Нет претензий к Ростову - он новичок, кстати, зарабатывает себе, а что делать? Ростов и взял очко в последнем туре. Нет претензий к ЦСКА - там на самом деле беда, им тяжело.
    Конечно, хорошо, что три команды продолжат борьбу весной. Будем надеяться, шестое место вернем.
    Сергей Колотовкин
    Сергей Колотовкин ответ Mark_Tolson (раскрыть)
    09 декабря 2016 в 22:51
    да.... простите.
    Mark_Tolson
    Mark_Tolson ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
    09 декабря 2016 в 22:49
    а, ты за спартак болеешь. тогда ясно, стеначки забигания, барселона играет по спартаковской схеме, 7 подряд чемпионств)
    Mark_Tolson
    Mark_Tolson ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
    09 декабря 2016 в 22:47, ред.
    учитывай, что в каждой стране по сотне клубов в разных дивизионах, а мест в групповом этапе ЛЧ всего 32. в некотором смысле то, что для нас место ниже 3 в группе провал - это уже и есть результат. если ты за барселону болеешь какую-нибудь, то конечно для тебя чувства какого-нибудь простого болельщика Ростова или Локомотива чужды. чему там радуются эти босяки? ну обыграли какой-то спортинг, ну прошли какой-то аякс, и что? моя барса такие аяксы сотнями на лопатки кладет
    Сергей Колотовкин
    Сергей Колотовкин ответ Mark_Tolson (раскрыть)
    09 декабря 2016 в 22:43
    нда.... спасибо, за пенсионера. Т.е для вас участие и результат одно и тоже.
    Mark_Tolson
    09 декабря 2016 в 22:37
    не смог до конца дочитать. автор типичный ноющий пенсионер. многим странам групповой этап ЛЧ только снится. а мы там представлены. и надо радоваться, что в клубном футболе мы боремся за 6 место, а не болтаемся в третьем десятке. шестое место разве плохо? сразу после Англии, Испании, Германии, Италии и Франции. сразу за топами мы. и в весну выходят наши клубы регулярно стаями. а в весну выходят, напомню, всего 16 32 = 48 клубов. и среди них второй год будет 3 российских. так по-идиотски выглядит фраза, что в Лиге Чемпионов есть только 1 кубок, а значит и успешным можно назвать только выступление победителя. АЛЛО, автор. тебе на лавочке только свои "статьи" бабкам и алкашам зачитывать. нужно понимать, что евротрофеев по сути всего 2, это ЛЧ и ЛЕ, а клубов сотни. и из них еще и далеко не все попадают в еврокубки. поэтому то, что мы представлены в групповых этапах и регулярно выходим в плей-офф это успех
    Т34
    09 декабря 2016 в 22:14
    Я думаю, что о престиже страны сейчас речь не идет в клубах, где на игру выходит половина команды легионеров. Причем легионеров, которые определяют игру команды. Наши, как правило, статисты-паспортисты погоды не делают. Если убрать баснословные зарплаты наших "ведущих" футболеров, то через короткий промежуток времени их в футболе не останется, они всплывут в коммерческих и других структурах, куда их вытолкнет "заработанное непосильным трудом" бабло. Они ведь, как правило, ничего не умеют, кроме как пинать мяч. Мы живем в другое время. Раньше получая копейки, не имея в командах легионеров, бились за страну и пусть не все получалось, но, не было безразличия, которое мы наблюдали на кануне.
    Сергей Колотовкин
    Сергей Колотовкин ответ Рожден в СССР (комментарий удален) (раскрыть)
    09 декабря 2016 в 21:51
    не понял
    Сергей Колотовкин
    Сергей Колотовкин ответ Кирасир (раскрыть)
    09 декабря 2016 в 21:41
    все стонут о заработках, так вот. зарабатывайте ))
    Кирасир
    09 декабря 2016 в 21:36
    15-20 лямов это копейки для ведущих клубов.Даже "жадный Гинер" установил лимит 10 млн. То есть деньги за ЛЧ только на перелеты и 1(ОДНО) усиление в "стиле Гинера" А так,согласен. За страну нужно ж.... рвать (хотябы российским футболёрам
    Гость
    Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
    Отправить