Война двух «С»

26 декабря 2010, 12:00
Чехия имеет огромное количество достопримечательностей. Даже в футболе. Пражское дерби между «Спартой» и «Славией» — одно из них. «Соккер.ру» рассказывает о параллельной и разной судьбе этих клубов, где нашлось место любопытным для русского уха парадоксам.

Чехия привлекает великое множество туристов со всего света. Есть много поводов посетить и вспомнить эту замечательную страну. Кому-то на ум Война двух «С»приходят лечебные курорты, кому-то – хоккей, кому-то – знаменитое пиво. Но наш портал, не ставя крест ни на первом, ни на втором, ни на третьем в первую очередь интересуется футбольным наполнением. А оно, нужно сказать, у чехов тоже на высшем уровне. Нет, конечно, не уровень чемпионата, который весьма средний по придирчивым европейским меркам. Есть там замечательная пара команд, встречи которых привлекают внимание как раз всей Европы.

Речь о пражских «Спарте» и «Славии». Матчи между ними носят статус принципиальнейшего дерби. Это одно из самых старых дерби в мире. Давайте посмотрим вкратце на параллельные истории двух разных и в то же время похожих команд, увидим, как все-таки «параллельные прямые» пересекаются и что из этого бывает. А также узнаем, что общего у этих команд с московскими «Спартаком» и «Динамо» и… саратовским «Соколом».

Начали свое существование коллективы практически одновременно. В 1892-м году возникло спортивное сообщество «Славия», которое задумывалось изначально как объединение велосипедистов. Лишь в 1896-м году был открыт футбольный департамент. «Спарта» пошла по иному пути. Несколько молодых людей загорелись идеей создания своего футбольного клуба. Сделали все достаточно быстро. Уже в 1893-м году был зарегистрирован футбольный клуб «Спарта».

Очень интересно обе дружины подошли к выбору символики. «Спартанцы» избрали своими цветами синий, красный и желтый. Синий должен был символизировать Европу. Красный обозначает королевский статус Праги. А желтый является одним из официальных цветов города. Само название Война двух «С»объяснение имеет очевидное: от греческой Спарты. В основе геральдики «Славии» лежат тоже три символа. Но иные.

Даже красный цвет у «красно-белых» обозначает не то же, что у «Спарты». Если там он – королевский, то тут – знак крови, сердца. Белый цвет отражает чистоту помыслов, честность. А красная звезда, также неизменно красующаяся на атрибутах «Славии», символизирует знак надежды и доблести. Уже прослеживаются разные идеи, разные направления, не правда ли? Что любопытно, впоследствии они обернутся зеркально.

Ну а пока команды добивались славы для своих имен. Первая их встреча, которая и дает старт истории Пражского дерби, датирована 29-м марта 1896-го года. С той поры вражда между клубами нарастала. В основе всех наиболее яростных противостояний, как правило, кроме чисто географического соседства, лежит еще и идейная наполненность. Вспомните хотя бы «Лацио» и «Рому» — наиболее яркие примеры влияния радикально разных политических течений на отношения между клубами и фанатами.

Подобная подоплека разогревала и вражду между «Спартой» и «Славией». Дополнительным раздражителем к политике и географии стала сила команд. Обе стремились играть ведущие роли в стране, и им это было по силам. То есть их соперничество выходило за рамки страны. В самом начале 20-го века оба клуба совершили так называемый «английский прорыв». Представители «Спарты» съездили на встречу с ребятами из лондонского «Арсенала» и были впечатлены уровнем организации английского футбола. Особенно им понравилась форма «канониров».

Под влиянием этого «Спарта» пересмотрела свой дизайн, сделав его узнаваемым, ярким. Ведь ранее их форма представляла собой черные майки с Война двух «С»вышитой буквой «S». К слову, буква эта тоже имеет особое значение. Их так и называют «Два „S“ или «Прага „S“. Данное „кодовое обозначение“ вызывает нешуточный рефлекс у сотрудников правоохранительных органов Праги. Ибо еще одна особенность любого дерби — „повышенная возбудимость“ масс, перерастающая в уличные потасовки. В Праге это дело выражено очень ярко. Благо, фанатская среда и традиции закалялись более сотни лет. Это срок, господа. Срок, в течение которого каждое поколение впитывало, выдерживало в крови любовь к родным цветам, к родному клубу и ненависть к сопернику.

Ну, что-то мы отвлеклись, бросив наши „S“  на стадии „англоизации“. Если „спартанцы“ взяли у „Арсенала“ идею формы, то „Славия“ из Британии „завезла“ шотландского тренера Джона Мэддена, который оказал неизгладимое влияние на весь чешский футбол. Прибыв в Прагу в 1905-м году, он не смог бросить этот замечательный город и страну, прожил там до 1930-го года. В футбол Чехии он привнес строгость, дисциплину, систематические тренировки. В общем, сделал уклад футбольный приближенным к нынешнему. Даже тактически новшества ввел, заложил крепкие основы в жизнь „Славии“, на которых она еще долго по инерции росла и развивалась. Кстати, Мэдден стал первым тренером-профи в чешском футболе.

До Второй мировой войны соперничество „Спарты“ и „Славии“ набирало все более серьезные обороты. Чехия в то же время вовсю участвовала в политических перипетиях, поэтому политика и идейные различия еще больше
Война двух «С»вбивали клин в отношения фанатов между собой, в отношения чехов с соседями. В общем котле кипели и варились всевозможные ингредиенты. Но неизменным оставалось одно: либо „Спарта“, либо „Славия“ станет чемпионом. А проигравший – точно займет второе место.

До войны в оформившемся чемпионате пять титулов завоевала „Спарта“, восемь — „Славия“. Лишь однажды это мельтешение „S“  в статистике разбавляется режущим глаз названием „Виктория Жижков“. Эта самая „Виктория“ умудрилась стать чемпионом, утерев нос борющимся пражским титанам в 1928-м году. Любопытно, что тот титул так и остался для нее единственным в истории. „Раз в год и палка стреляет“, говорят. А тут получается „раз в век“. Во время войны чемпионат был преобразован.

Неизменными оставались доминирующие силы. И даже среди этих двух сил выпятилась одна главная. „Славия“ смогла сбить своего конкурента надолго. Серия из четырех титулов подряд — вот итог такого господства. „Спарта“ же нашла в себе силы совершить переворот в 1944-м году. Переворот оказался коренным. Те годы „Славия“ запомнит, как лучшие в своей истории. После войны мощные политические течения захватили футбол окончательно.

Государство активно внедрило свои щупальца в дела спортивные. Тогда произошло окончательное расслоение. „Спарта“ стала „командой пролетариата“, рабочего класса, а „Славия“ — клубом интеллигенции. Хотя мы помним, что их символика предполагала, скорее, обратное деление. Все команды строго привязали к министерствам и ведомствам. Тогда же
Война двух «С»образовались и чешские „армейцы“ — команда министерства обороны (АТК, „Дукла“, „Прибрам“).

Понятное дело, что тогдашний режим не очень-то чествовал интеллигенцию. „Славию“ старались притеснять, даже на некоторое время лишили ее
традиционных цветов – красного и белого, отобрали стадион. Думается, что „Славию“ вообще не хотели видеть в высшей лиге. И избавились бы от нее, как поступили с некоторыми другими неугодными клубами. Но у „Славии“ была серьезная история и армия поклонников. Так просто не отделаешься.

Однако своими „мягкими“ репрессиями „красно-белых“ подкосили. И серьезно. Клуб надолго выпал из обоймы чемпионов. Вернее, как надолго. Очень надолго – до 1996-го года. Да, матчи между двумя „S“ носили все тот же ожесточенный характер, но уже гегемония их не была непоколебимой. Зато на политической почве разногласия между фанатами стали еще более глубокими. Подверженные футбольным и не только бурям команды лихорадились, расставаясь друг с другом периодически. Не по своей воле.

Та же „Славия“ первая стала „нырять“ из дивизиона в дивизион, вверх-вниз. „Спарта“ продержалась дольше, вылетев лишь в 1975-м году, но время от времени „выпрыгивала“ в чемпионы в 50-х, 60-х, 80-х. Постепенно „спартанцы“ набирали обороты, возвращаясь к своему высочайшему уровню доминирования, штампуя титулы. „Славия“ тем не могла похвастаться, она болезненнее переживала спад. Но еще более интересны пертурбации с названиями, которые происходили в те времена с клубами.

Кроме своевольных распоряжений судьбами послевоенный чешский режим любил
забавляться с названиями клубов. Например, в 1948-м году „Славия“ стала Война двух «С»„Соколом“. Что самое интересное, спустя год „Соколом“ стала „Спарта“. „Славии“ же дали имя „Динамо“, которое в сочетании с различными „сопроводительными“ частями не оставляло „красно-белых“ до 1954-го года. Представляете: „красно-белые“ под именем „Динамо“! „Спарта“ тоже недолго летала „Соколом“. Ровно до 1951-го года, после которого вернула  свое название. Ненадолго. В 1953-м году „Спарта“ провела операцию по смене пола и стала „Спартаком“. На 12 лет. После чего опять окончательно вернула себе родное название. Возвращать она принялась и свое доброе имя.

Уже в 80-х „спартанцы“ взяли пять чемпионских титулов. „Славия“ в лучшем случае довольствовалась серебром и периодическим откусыванием побед в дерби. Иногда с боем, иногда этот бой вытекал на улицы Праги. После развала Чехословакии гегемония „Спарты“ стала подавляющей. Пограничный сезон 1991/92 и вовсе считается самым звездным в чешском клубном футболе. „Спартанцы“ пробились в полуфинальную группу Лиги чемпионов (тогда существовала иная система турнира).

В новоиспеченном чемпионате Чехии подтянулась и „Славия“. Правда, опять „красно-белые“ оказывались все чаще вторыми. Посудите сами, за все время с 1993-го года „Спарта“ выиграла 11 чемпионских титулов. „Славия“ — лишь три (зато два подряд в 2008-м и 2009-м годах). Зато „красно-белые“ становились девять раз серебряными призерами. Противостояние этих клубов снова обострилось. Единственные клубы, которые смогли победить, разорвав новую эпоху доминирования, это „Слован“ и „Баник“.

Вернулся и еще один небольшой, казалось бы, но значимый атрибут прошлого. В „Спарте“ вспомнили о корнях и вдобавок к своей основной форме (той самой,
Война двух «С»„подсмотренной“ у „Арсенала“) приняли черно-белую амуницию, отдавая дать уважения создателям. Обострилась и фанатская война. Все накопленные долгими годами, десятилетиями зерна вражды прорастали с новой силой, размахивая своими ветвями, захватывая все новые и новые масштабы. Традиции передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Это тоже часть футбола. Неотъемлемая.
 
Без истории противостояний, без принципиальных сражений, которые идут через века уже, охватывают три века календарно, футбол был бы скуднее. А все неурядицы, все внешние факторы, которые пытаются оказать влияние, они лишь сплачивают болельщиков, отсеивают людей случайных и оставляют настоящих преданных поклонников. У „Славии“ их очень много. Даже финансовые трудности самых последних лет, даже не впечатляющие выступления в прошлом и этом году (команда идет на 15-м месте) — ничто не заставит болельщиков отвернуться от команды.

Именно силы фанатов удержали „Славию“ в футболе, когда она впала в немилость властям. Пока есть традиции, пока есть имя клуба, цвета клуба, герб, а главное – болельщики, команда будет жить. В нынешние неспокойные времена, захлестнувшие некоторые российские клубы, эти процессы очень актуальны. Здесь-то и проверится глубина болельщицкого чувства. Параллельные пути „Спарты“ и „Славии“, начавшиеся в далеком 1896-м году не раз пересекались. А временами расходились очень далеко. Чтобы сойтись потом вновь. И тогда все фанаты забывали о статусах, о турнире. Они помнили лишь
Война двух «С»одно — перед глазами враг, которого во что бы то ни стало нужно разбить.

Культура боления в среде фанатов этих двух команд закалялась испытаниями и годами. Когда те и другие падали лигой ниже, когда на „Славию“ были гонения, когда она пережила полвека, чувствуя то запах чемпионства рядом, то „аромат“ похуже, когда полвека не было титулов, фанатская торсида „красно-белых“ не беднела. Они верили, верят и будут верить. Потому что „Спарта“ и „Славия“  для их поклонников – не просто любимый клуб, это культ, с годами не слабеющий. И самый показательный пример был продемонстрирован недавно. Все помнят, как защитник „Спартака“ Марек Сухи прощался с фанатами „Славии“. Он развернул шарф с надписью «Смерть „Спарте“. Конечно „смерть“ спортивная. Так хочется надеяться. Он потом извинился. Но суть ясна. Для фанатов есть один Рай в жизни — „Спарта“ или „Славия“. И один Ад — „Славия“ или „Спарта“…
Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить