
Если читатели внимательно посмотрят на годы игровой карьеры торпедовца, то поймут, что с датой рождения братьям Савичевым однозначно повезло. Как раз в конце 80-х футбольная отрасль СССР начала восстанавливать своё пошатнувшееся ранее реноме. Успехи киевского «Динамо» на европейской сцене вкупе с личными наградами Игоря Беланова привели к тому, что в 1988 году второе место сборной СССР на чемпионате Европы рассматривалось в качестве исторической справедливости за несправедливый вылет со стадии плей-офф ЧМ-86 в Мексике против бельгийской команды.
Начало
С самого детства у Николая Савичева был знатный пример перед глазами: родной брат. Оба Савичева были склонны к игре исключительно в нападении, впрочем, совсем небезосновательно. Во время каждого празднования гола детские тренеры Савичевых путались, кто есть кто, иногда даже родная мать не могла разобраться в двух сыновьях. Намного полегчало тренерам, когда было решено отдать братьев в футбольную школу для молодёжи. С самого начала они мечтали попасть в столичное «Торпедо» и желание Николая исполнилось, когда в 1984 году Савичев органично влился в стан «чёрно-белой» команды.
«Торпедо» в ту пору набирало силу, про самый успешный этап в истории в команде уже давно позабыли и принялись выстраивать новую команду. Николай вышел на замену в игре против одесского «Черноморца». Украинцам была необходима победа, и именно ошибка юного Николая принесла ее украинцам. Савичев долго переживал этот эпизод, но на карьере это не отразилось — игрок на постоянной основе закрепился в стартовом составе автозаводцев. В 1986 году в финале Кубка СССР Савичев вместе с торпедовцами завоевал почётный трофей, второй по значимости. К тому моменту «Торпедо» уже было не представить без Николая.
В шаге от успеха

Да, конечно, можно было два-три матча конца 1991 года провести на желании, доказать что-то и кому-то. Но кому и что? С „Днепром“ и московским „Спартаком“ доказали, но это не заслуга Евгения Скоморохова, тогдашнего исполняющего обязанности главного тренера, а самих ребят, которые собрались на эти игры и, может быть, в них-то команда и была в последний раз коллективом. А потом? А потом рассыпались — одна компания туда, другая сюда. В следующем году повторилась та же история. Сплотились на две-три кубковые игры, выиграли почетный приз, но затем из-за тренерских просчетов и шапкозакидательских настроений упустили третье место, не сумели зацепиться даже за четвертое. Ну а про дальнейшее даже и говорить не хочется, да и нетактично это, наверное, было бы, ведь я уже находился тогда и вне команды, и вне футбола...»
Сборная
Примерно в это же время набиралась олимпийская команда образца 1988 года. Анатолий Фёдорович Бышовец закладывал основы будущего успеха, Николай Савичев поначалу был вызван в эту команду, но в самый последний момент что-то не получилось, и футболист остался без олимпийского «золота». Савичев числился капитаном, однако, в окончательный список двадцати футболистов, отправляющихся на Олимпиаду, не попал. Горлукович, Нарбековас, Прудников – вот лишь некоторые игроки, удостоившиеся персонального вызова от Анатолия Фёдоровича. Горлукович получил вызов, а капитан нет. Странно, правда? Позднее главный тренер олимпийской команды Бышовец твердил, что если бы он мог вызвать 21 игрока, им бы непременно стал именно Николай Савичев.
Вотум недоверия

Да, он человек непростой, но кто с ним работал, знает, что для тех, кто старается (пусть не всегда и не все получается у них), он сделает все, что от него зависит, — и даже больше. К слову сказать, он позволял спорить с собой, и я сам с ним спорил, и всем тренерским советом с ним спорили. При нем ведь тренерский совет был, куда входили ведущие игроки, действовал постоянно, а те, кто пришел на смену, быстренько этот совет ликвидировали. Помню, как по нашему предложению мы пробовали играть в четыре полузащитника без крайних (то есть без тяжелой работы, которую обычно выполняли Агашков и я). Пробовали играть по инициативе тренерского совета и с чистыми крайними защитниками. Но Иванов убедил нас (причем не в словопрениях, а результатами неудачно сыгранных матчей), что именно так играть не нужно.
Вот почему я считаю, что управлять командой должны не игроки, а тренер. Главный тренер. Имею в виду, конечно, когда он — специалист своего дела, а не разыгрывает из себя тренера, что сразу же становится заметным. Иванов же был и остается тренером подлинным, настоящим. На то он и главный тренер, чтобы у него были свои взгляды. А если не согласен с ними — значит, лучше уйди из команды, но не мешай ей, не вставляй палки в колеса» – заявил сам отказник.
Новая жизнь

Что касается родного брата Николая, то Юрий Савичев давно и с большим успехом обжился в Германии, где принял команду местного третьего дивизиона. Футбольную судьбу Николая Савичева трудно назвать лёгкой, но несгибаемый характер игрока помог ему добиться больших достижений в клубной карьере. Для фанатов «черно-белых» Николай навсегда останется настоящим торпедовцем.
Николай Савичев
Дата рождения: 13.02.1965 г.
Клубная карьера: «Торпедо» (1984-1993).
В сборной СССР провёл всего 3 матча.
Достижения: Обладатель Кубка СССР 1986 года, обладатель Кубка России 1993 года, бронзовый призёр чемпионата СССР 1988 и 1991 годов.
Тренерская карьера: Главный тренер дубля «Торпедо-ЗИЛ» (2001-2002), старший тренер юношеской сборной России (с 2003).