Soccer.ru

Его хотели подписать почти все клубы высшей лиги СССР. Путь от юного бомбардира к легенде «Ротора»

14 января 2021, 15:52
Никитин Александр

«Соккер.ру» рассказывает об Александре Никитине.

Из Волгограда пришла печальная весть. Не дожив несколько недель до своего 60-летия, умер знаменитый нападающий «Ротора» Александр Никитин. Подробности трагедии пока не сообщаются. Известно лишь, что Александр Борисович был найден в подъезде собственного дома.

В восьмидесятые годы мало кто знал отчества действующих футболистов. Разве что по случаю награждения игрока в «Советском спорте» или еженедельнике «Футбол.Хоккей» можно было узнать отчество того или иного спортсмена. Но нападающего «Ротора» Александра Никитина в Волгограде принято было называть Александр Борисович. Что несколько приближало его к великим Григорию Федотову и Льву Яшину, которых по отчеству величали даже партнёры по команде.

Правда, причина столь почтительного уважения к молодому игроку носила технический характер – в какое-то время в «Роторе» было два Александра Никитина. Защитник и нападающий. И дабы избежать путаницы их стали называть Александр Александрович и Александр Борисович. Но форварда продолжали звать по имени-отчеству и когда в «Роторе» остался лишь один Александр Никитин. Уважали. И было за что.

Во-первых, Александр был свой, сталинградский. Паренёк с рабочей окраины, днём гонял мяч на пыльных пустырях, зимой – шайбу на самодельной коробке. Сначала попал в детскую команду при моторном заводе, потом участвовал в турнире «Кожаный мяч», где и был замечен даже не тренером, а братом вратаря волгоградских «Баррикад» Вячеслава Балабанова. Тот замолвил за Сашу словечко брату, тот – в свою очередь тренерам, и Никитина позвали в группу подготовки «Баррикад». Команда с революционным названием играла во второй лиге, но пробиться туда было непросто. И молодого левого полузащитника отправили во второй по рангу коллектив области – «Труд» из Волжского.

Да-да, левого полузащитника. Александр с детства играл на этой позиции и нападающим стал случайно. Получили травмы основные нападающие «Труда», и тренер Владимир Бубнов отправил в атаку 18-летнего Никитина. Тем более что по регламенту второй лиги в стартовом составе должны были выходить два футболиста, чей возраст не превышает 20 лет. Одним из таких и был Александр. И в первой же игре на новой позиции Никитин забил три мяча. Вот так Александр Борисович стал форвардом.

Никитин стал лучшим снайпером «Труда» и был им на протяжении двух лет, пока не вернулся в Волгоград. «Баррикады» к тому времени переименовали в «Ротор», кстати, к неудовольствию местных болельщиков. Во-первых, Александра хорошо помнили и знали в родном клубе. А во-вторых, своеобразным катализатором стало новое изменение в регламенте – в составе могло быть только шесть футболистов, чей возраст превышает 28 лет. «Ротор» был довольно возрастной командой, понадобилось срочное омоложение. Тут-то и пригодились юные, а 20-летний Никитин соответствовал этому критерию, игроки.

Омоложение пошло на пользу волгоградцам, и в 1981 году «Ротор» завоевал право играть в первой лиге. Александр Никитин был одним из тех, кто добывал заветную путёвку. И хотя состав «Ротора» подвергся обновлению, конкуренция, особенно в атаке, оставалась весьма серьёзной, — волжане располагали опытным бомбардиром Александром Гузенко и молодым Виктором Васильевым. Но тренер Геннадий Шершнёв нашёл место на поле всем троим, которые в итоге забили 52 мяча (25 — Гузенко, 18 — Васильев и 9 — Никитин) из 96.

В первой лиге не затерялись ни «Ротор», ни Александр Борисович, — именно тогда, после прихода из нальчикского «Спартака» его тёзки и однофамильца, Никитиных стал звать по имени отчеству. На молодого нападающего приезжали смотреть посланцы клубов высшей лиги. Несколько раз в Волгограде был замечен «эмиссар» Валерия Лобановского. Тренер олимпийской сборной Владимир Сальков тоже приезжал посмотреть одного из кандидатов, которым и был новичок первой лиги.

По окончании сезона-1982 Александр Никитин ушёл из «Ротора». Но оказался он не в высшей лиге, а в другом коллективе первого дивизиона – ростовском СКА. Пришло время служить в армии. Послушаем самого Александра Борисовича:

По предварительной договорённости меня должны были призвать в воинскую часть на острове Зелёный. Но осенью умер Брежнев, и в стране начались перемены, проверки. Приходит предписание, и я отправился в Ростов. Многое там было в новинку. Другой город, другие традиции. В команде всё было не как в «Роторе». Меня очень удивило, что игроки обращаются к тренеру на «ты», просто по отчеству. Я же в «Роторе» боялся тренеру в глаза посмотреть. После того как мы прошли курс молодого бойца в спортроте, нас привезли в СКА. Команда перед тренировкой построилась, а там стоят Сергей Андреев, Александр Воробьёв, другие известные игроки. Тогда я подумал: «Ууу, здесь играть я точно не буду». Но заиграл и заиграл очень прилично. Желание не возвращаться в спортроту заставило меня прибавить. В команду вписался очень удачно, хотя попал туда по принуждению. О двух годах проведенных в СКА не жалею нисколько.

Ещё бы! Связка бомбардиров Андреев–Никитин стала одной из сильнейших в лиге. Армейцы вернулись в высшую лигу, а самого Александра вызвали в олимпийскую сборную. Да и в элите ростовчане не затерялись – какое-то время шли в лидерах, потом разгромили «Спартак» в «Лужниках». Один из шести мячей в матче, прозванном космическим (футбол впервые показывали на орбитальной станции «Салют»), забил Александр Никитин.

Срок воинской службы кончился. Как ни пытался СКА оставить Никитина у себя, Александр был твёрд в своём решении вернуться в Волгоград. А предложения были. Как вспоминал сам Александр Борисович, звали все клубы высшей лиги, кроме «Жальгириса». Даже закавказские команды, опиравшиеся на своих воспитанников. Из Баку пригоняли чёрную «Волгу», в Ланчхути сулили машину и роскошный особняк у моря – только приди. Особенно настойчивы были киевляне и московское «Торпедо». Но огромные нагрузки на занятиях Лобановского отпугнули молодого футболиста. Над торпедовским предложением Александр долго думал и в какой-то момент был склонен его принять. Но приехав в Волгоград и увидев «Ротор» в довольно плачевном состоянии, Александр Борисович решил никуда не ехать.

Пришлось пожертвовать сборной. Какое-то время Александра приглашали в главную команду страны. Однажды он участвовал в двусторонке, и вторая команда обыграла первую 3:2. Два мяча в ворота Рината Дасаева положил Никитин. Но закрепиться в сборной игроку первой лиги было невозможно. Сергей Андреев – это исключение, подтверждающее правило. Верно ли поступил Никитин, отказавшись от перехода в более сильный клуб? Этого нам знать не дано. Возможно, от затворничества в первой лиге потеряли и сам игрок, и наш футбол. Хотя… другой лидер «Ротора» Виктор Васильев играл и в ЦСКА, и в московском «Динамо», но полностью реализовать свой потенциал не смог.

С возвращением бомбардира дела «Ротора» пошли на лад. А когда в город на Волге приехал тренер Виктор Евгеньевич Прокопенко, «Ротор» и вовсе замахнулся на высшую лигу, в которой волжане не играли целую вечность. Никитин же был настоящим лидером команды и её лучшим бомбардиром. В сезоне-1988, когда «Ротор» осуществил мечту волгоградских болельщиков и шагнул в высшую лигу, Александр Борисович забил 22 мяча. Волжане сумели закрепиться среди сильнейших команд страны. Но через год в силу разных причин «Ротор» покатился вниз.

Тогда многие футболисты уезжали за границу. Не стал исключением и Александр Борисович, отыгравший два года в Финляндии. Но финский футбол показался ему слишком скучным. Тянуло домой. Тем более что в чемпионате России «Ротор» выступал очень неплохо.

В девяносто третьем году волжане стали серебряными призёрами. В той команде были уже новые герои – Олег Веретенников, Владимир Нидергаус, Валерий Есипов. Вклад ветерана – 11 матчей и 1 гол может показаться скромным. Но ведь именно Александр Борисович был одним из тех, кто готовил этот успех, приближал его ещё во второй лиге.

Александр Борисович стал тренером и работал в родном клубе в разных должностях – помощником главного тренера, тренировал молодёжь. Вторую команду. Возможно, он не смог столь же полно реализовать свой тренерский дар, как бомбардирский. Что немудрено, ибо определение «многострадальный» крепко приклеилось к волжской команде. Но сам Александр Борисович верил, что футбол в Городе-Герое непременно возродится и тренер Никитин будет востребован командой. Увы, скоропостижная смерть всё перечеркнула.

При подготовке материла использованы выдержки интервью А.Б.Никитина «Дар бомбардира мне пришёл свыше» официальному сайту «Ротора».

Все комментарии
volga.kot
14 января 2021 в 17:36
Интересно прочесть
Правдин Семён
15 января 2021 в 21:19
Как поздно я увидел эту статью..Царство небесное Александру Борисовичу.
shlomo
14 января 2021 в 16:01
Спасибо за такую статью....не стало легенды Ротора (знаменитый бомбардир, забивший за волгоградский клуб только в рамках первенств и чемпионатов Советского Союза более 100 голов и сыгравший более 300 матчей....)....мало кто знает, что в 1991 году принял приглашение финского клуба Малакс из третьего дивизиона, где ему предложили неплохие материальные условия.....за два года, сыграв около 40 матчей, забил 68 голов, а в свободное от игр время тренировал другую местную команду из пятого дивизиона...вечная память и соболезнование родным Александра Борисовича....
Zenit_84
14 января 2021 в 16:02
Потом настало время Веретенникова
Leha-ha50
15 января 2021 в 04:35
Спасибо автору , напомнил о легенде Ротора, ведь с годами многое стирается из памяти. Но думаю волгоградцы будут всегда помнить своего героя.
Пусть земля ему будет пухом.
Трезвый повар
14 января 2021 в 16:53, ред.
Атакующая тройка Ростовского СКА Никитин-Андреев-Воробьёв наводила ужас на соперников в первой лиге. Мне отец рассказывал
А разгромная победа дебютанта высшей лиги Ростовского СКА над Спартаком 6-1 в Лужниках вообще вошла в историю
Покойся с миром Александр Борисович
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить