Soccer.ru

Околофутбольные мифы. Верить или нет?

07 декабря 2016, 15:43
Околофутбольные мифы. Верить или нет?

Первый круг благополучно канул в Лету и есть время поговорить о вещах околофутбольных, а не о самой игре.  

В связи с лидерством «Спартака» после первого круга образовалась новая, благодатная почва для народного мифотворчества, основанного на излюбленной российским болельщиком и околофутбольным людом, извечной теории заговора и «подкупа всех и вся».

Поэтому давайте вспомним все самые распространённые мифы и заблуждения «нашего городка» и попробуем оценить их трезво и взвешенно. Невозможно «объять необъятное», а посему выбираем несколько особенно распространённых и разберём их. 

Прежде всего, выскажу своё мнение по поводу «заблуждений» в целом. Почему мы так охотно верим или хотя бы «не исключаем» самой возможности многих из них? Всё очень просто. Наше самолюбие допускает, что можно поддерживать любое заблуждение, ибо потом признать, что ты ошибся и был не прав гораздо безобиднее для нашего эго, чем изначально быть «наивным чукотским юношей» и верить в честность и неподкупность. Не любит наше самолюбие, когда у кого-то есть повод видеть в тебе «лоха»! Вот мы хватаемся и тиражируем любой удобный миф, чтобы закрепить за собой реноме человека, который сведущ в тонкостях околофутбольной кухни и «кое-что» знает и понимает в «подковёрном армрестлинге». 

Миф первый

В каждом заблуждении есть доля истины. (Гёте) 

ЦСКА выиграл свои чемпионства в новейшей истории сугубо благодаря Гинеру, его работе с судьями и череде договорных матчей, где армейцам сливали очки.  

Околофутбольные мифы. Верить или нет?

Я далёк от того, чтобы идеализировать Евгения Ленноровича и говорить о нём, как о человеке в высшей степени порядочном и щепетильном. Гинер — бизнесмен из лихих девяностых, который заработал деньги своим горбом (умом, желанием, работоспособностью), а не получил наследство от «бабушки из Бердичева». Он прошел все этапы первоначального накопления капитала в постсоветском обществе и привык к тому, что: а) Деньги не пахнут. б) Для достижения цели все средства хороши. Поэтому глупо исключать, что Евгений Леннорович мог и с судьями «поработать», и какие-то матчи (для кого-то ничего не решающие, а для него и его команды важные) прикупить. С него, как говорится, станется... Но ведь речь в мифе не об этом, а о том, что именно благодаря этому ЦСКА несколько раз становился чемпионом. И вот тут уже видна явная натяжка. И опровержение этому мифу очень простое: 

Неужели кто-то думает, что умный и хитрый у нас один Гинер, а Миллер, Федун, Галицкий и куча губернаторов, которые вливают бюджетные деньги в клубы своих регионов — идиоты, которые ничего не видят и ничего не понимают в подковёрных играх? А может, кто-то думает, что Бастрыкин А.И. (Председатель Следственного комитета Российской Федерации), Бортников А.В. (Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации), Колокольцев В.А. (Министр внутренних дел Российской Федерации) и прочие высокопоставленные члены Попечительского Совета "Динамо"(Москва) стали бы спокойно смотреть, как «харьковский ловкач» дирижирует целым чемпионатом? Бросьте, господа! Всё это фантазии. Нравится мне это или нет, проплачивал ли Гинер отдельные матчи или нет, но ЦСКА все эти годы был по праву чемпионом и все разговоры о «купленных судьях» и «матчах-поддавках», если и имеют под собой почву, то не благодаря им ЦСКА был первым. 

Подводя итог разговору о первом мифе, процитирую ещё одного умного человека: «Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные». (А. Смит) 

Поэтому в том, что этот миф о ЦСКА так устойчив, есть доля вины и самого Гинера, который и дал благодатную почву для кривотолков вокруг своего клуба. 

Миф второй: 

Функция мифа — удалять реальностьРолан Барт

На самом деле «Спартак» купил в 2003 году Алекперов, а Федун подставное лицо и менеджер. 

Предыстория мифа №1: в 2003 году Абрамович покупает «Челси» и в одном из интервью Путин упоминает вскользь, что негоже вкладывать заработанные в России деньги в чужие страны. И это, как обычно, является неким посылом для остальных. Алекперов тут же бросается на «амбразуру» и в пику Абрамовичу (угоду Путину) покупает «Спартак». 

Предыстория мифа №2: Алекперов поручает Федуну подыскать клуб с достойной историей и репутацией для покупки. Федун подготавливает два предложения — ЦСКА и «Спартак». Алекперов выбирает «Спартак», т.к. у ЦСКА, якобы, чеченская «крыша», с которой Вагит Юсуфович не хочет иметь дело. 

Околофутбольные мифы. Верить или нет?

На самом деле, всё обстояло совсем не так. «Лукойлом» было решено (в рамках рекламы самой компании) найти объект для спонсорского соглашения в спорте. Футбол был выбран только потому, что он был одним из двух (вместе с хоккеем) самых массовых видов спорта в России, а в хоккее в 2000 году царил ещё полный упадок и до нынешнего устройства КХЛ было далеко. Далее, до некоторой степени, вмешалась «судьба» в лице хозяина «Спартака» Червиченко, который когда-то работал в структуре  «Лукойл-нефтепродукт» и был лично знаком с менеджментом компании, а также полное совпадение (как ни смешно звучит!) корпоративных цветов «Лукойла» и «Спартака». При принятии окончательного решения немаловажную роль сыграла и массовость армии болельщиков клуба, которой в России больше похвастаться никто не мог. 

Надо знать и самого Вагита Юсуфовича, который в российском нефтяном бизнесе всегда держался особняком. Мальчишка из азербайджанско-русской семьи, который с трёхлетнего возраста остался сиротой (отец-нефтянник и ветеран ВОВ умер рано) и всего в жизни добился сам. Закончил бакинский институт нефти и химии, прошел путь от оператора на буровой до зам. министра нефтегазовой промышленности СССР (в 41 год!). 

Он не болельщик вообще. Этой страсти он не подвержен. Кидать деньги на ветер, равно как и в непрофильные, сомнительной доходности проекты, он не любит и не умеет. Поэтому то, что «Спартак» был приобретен после трёхлетнего спонсорства - это инициатива Федуна и его же личное приобретение. Он как раз истовый футбольный болельщик, хоть и болел с детства за киевское «Динамо», вкладывать деньги в украинский футбол не хотел, т.к. это было бы в стократ более рискованно, чем вкладывать их (пусть и в убыточный) российский футбол. Тот миллиард долларов, который вложен в «Спартак» и его структуру с 2003 года — это деньги самого Леонида Арнольдовича и ни чьи больше. Где-то заёмные (никто в здравом уме не строит на свои сбережения), где-то личные, где-то спонсорские, полученные по договорам от сторонних компаний. 

Последнее: чеченская «крыша» была на самом деле, но не у ЦСКА, а наоборот — у «Спартака» (до продажи Романцевым клуба Червиченко). 

Миф третий: 

Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня — книгу пишет одинокий сумасшедший. Честертон.

«Зенит» — это детище не только и не столько Газпрома и Миллера, сколько любимая игрушка всего питерского эстеблишмента и лично ВВП. Победы «Зенита» — это на 50 % применение админресурса как к другим клубам и их руководству, так и к судейскому корпусу. 

Господа! А ни к кому в голову не закралась мысль, что с таким бюджетом, как у «Зенита», любой условный «Шинник» или «Факел» через пару лет станет чемпионом и выиграет Кубок УЕФА. К чему тут ещё и админресурс? 

Да, не бывает, как говорится, дыма без огня. Несколько лет назад был в моде анекдот, который отражал суть происходящего в Кремле. Напомню его: «Ходит по перрону Ленинградского вокзала Москвы кремлёвский клерк и встречает людей с питерского поезда одним вопросом: „Вы питерский? В правительстве не хотите поработать?“» 

Суть до определённой степени верна, много сейчас чиновников всех мастей и рангов, выходцев из Питера. Есть ли среди них болельщики вообще и поклонники «Зенита» в частности? Наверняка! 

И что? Все они уже с 2005 года, не покладая рук своих, воздействуют всеми доступными средствами на расклад сил в РФПЛ? Очевидная нелепица! 

Конечно, Миллер может употребить «власть» и, с помощью именитых земляков, перенести кучу матчей, чтобы дать команде лишний шанс в борьбе за Кубок УЕФА (а разве на тот момент кто-то был против этого? Мы все мечтали о том, чтобы ещё один наш клуб выиграл этот трофей!), но бегать или посылать кого-то «работать» с судьями и договариваться о сдаче матча каким-либо клубом в пользу «Зенита», он не будет точно. Каким бы фанатичным болельщиком он ни был, он в первую очередь разумный, ответственный человек и ради своего хобби не пойдёт на шаги, которые могут нанести удар по его имиджу топ-менеджера. 

Околофутбольные мифы. Верить или нет?

Миф четвёртый:

Сплетня — всего лишь сплетня; две сплетни — уже легенда. В. Гжегорчик                       

В каждом чемпионате РФПЛ есть куча договорных матчей, которые устраивают многочисленные букмекеры и на которых зарабатывают все — от футболистов и менеджмента до хозяев клубов. 

К поклонникам этого мифа у меня три вопроса: 

1. Кто-то из Вас знает, как устроена система приёма ставок и изменения коэффициента в результате увеличения общей суммы ставок на какой-либо исход поединка? 

2. Кто-нибудь, прежде чем поддерживать этот миф, задавался вопросом, сколько денег реально заработать на рядовой игре РФПЛ при том, что ты точно знаешь результат и имеешь любую сумму денег в кармане? 

3. Человек, который вкладывает миллионы долларов в свой клуб допустит, чтобы кто-то наживался на результатах его команды, делая их предсказуемыми (заказанными)? 

Думаю, что ответив на эти вопросы, можно легко самого себя оградить от веры в этот миф. Хотя... есть одно «НО». Наша система футбола нынче так устроена, что большинство клубов середины-нижней части таблицы чемпионата РФПЛ содержится за счёт бюджета региона и вот тут как раз кроется то самое «но», из-за которого я бы не стал огульно отметать полное отсутствие «договорняков». Конечно, маловероятно, что какой-нибудь губернатор (пусть и из самого депрессивного и нищего региона) начнёт набивать свой собственный карман деньгами от букмекеров. Им и так есть где и чем поживиться, и цифры там на несколько порядков будут солиднее и весомее, чем выигрыш на ставках. А вот более мелкие чинуши, которые непосредственно курируют финансирование местного футбольного клуба из краевого (областного) бюджета, вполне могут подсуетиться и выстроить цепочку по переводу бюджетных средств в личные, и букмекерство для этого очень даже подходит. Тем более что за всю историю постсоветского-российского футбола, ни одного «договорняка» не выявлено, а значит это вполне себе безопасно. 

Априори, существует и ещё один вариант «договорняка», который вполне может существовать. Обычно такие  матчи играются ближе к концу чемпионата и к букмекерству они не имеют прямого отношения. Это спасение команды от вылета в ФНЛ. Слив такого матча может быть как проплачен «наличными», так и повиснуть на команде «должком» до следующего чемпионата, в котором его вернут. Подобное может быть устроено и для попадания отдельно взятой команды в зону ЛЕ, но там контроль жестче от конкурентов и реализовать такое сложнее, ибо на кону не только престиж выступления на международной арене, но и вполне приличные премиальные от УЕФА за игры в турнире. 

Какой же вывод можно сделать из всей этой писанины? Давайте будем реалистами и прежде чем поддерживать (равно как и опровергать) какой-либо миф, научимся анализировать ту среду, в которой он возник. Может, мы и не сможем таким путём развенчать всё околофутбольное мифотворчество, но пены и грязи поубавить сможем точно.

Все комментарии
Dj.Depp
Dj.Depp ответ spartach n1 (раскрыть)
07 декабря 2016 в 21:44
Братка! Кальчополи не бери! Там такое бабло крутится, что нам и не снилось. Только последние годы АПЛ их затмила и примера чуть подтянулась к ним, а так...они были по вложениям самые крутые. Естественно, что там можно было зарабатывать и на букмекерстве. Плюс к этому традиции...каморы всякие, сицилийцы, неаполитанцы - мафия короче.
По поводу Алекперова; Так Федун и сам миллиардер. Состояние примерно на три ярда всего меньше, чем у Алекперова. Он совладелец "Лукойла". Я просто о том, что бабла компании там нет (кроме офиц.спонсорского контракта), всё Федуна.))
Про "Зенит" я аккурат такого же мнения. Чего ради мухлевать, когда и так на голову сильнее. Хотели бы мухлевать, ЦСКА в жизнь бы Чемп не взяло.))
Dj.Depp
Dj.Depp ответ fanatcska94 (раскрыть)
07 декабря 2016 в 21:31
Благодарю. Позитивная оценка из клана конкурента всегда вдвойне приятна. Я старался быть объективным.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ 112910415 (раскрыть)
07 декабря 2016 в 21:28
Тут ты прав на все 100! Мы же вообщем-то сами эти мифы и творим. Без них порой просто не хватает убедительности и "разящего наповал" аргумента в споре!)))
fanatcska94
07 декабря 2016 в 21:20
думал будет подобие желтой прессы, без аргументации, лишь потому, что "бабки у подъезда сказали", но в целом неплохо.
spartach n1
07 декабря 2016 в 20:48
Ну Андрюха хотел развеять мифы и нагнал ещё больше тумана ))
Вот скажи почему в Италии Ювентусу удалось провернуть то что якобы условному гинеру в рпл не возможно ?
Их просто поймали,это свидетельствует о том что там закон работает,а у нас - ))
Про владельца Спартака,миллиардер не был бы миллиардером,если бы у него не было все за три шага просчитано.Нелюбовь Аликперова к футболу значит аргумент,а боление Федуна за ДК нет ?)
Ну а про зенит я толком не понял,но тут все просто,в них буквально влили кучу бабла,пропылесосили паспортистов со всей лиги,тут и особо мухлевать не надо и то они регулярно остаются ни с чем )

Ну а так мне понравилось ))
112910415
07 декабря 2016 в 20:47
текст хороший, местами просто замечательный, но...
нашим людям без конспирологии никак невозможно, и мир становится противным, черно-белым, и аргументов для спора маловато..
Dj.Depp
Dj.Depp ответ МапС (раскрыть)
07 декабря 2016 в 20:00
Ага! И Главой назначить Наталью Бантееву или Елену Ясевич ( Из "Битвы экстрасеКсов"). Пусть, чуть-чего, порчу на них насылают! Иначе не угомонятся.)))
МапС
МапС ответ Dj.Depp (раскрыть)
07 декабря 2016 в 19:56
Давай тогда при РФС создадим ещё одну комиссию по опровержению мифов, слухов и т.п. :)
Dj.Depp
Dj.Depp ответ castromen (раскрыть)
07 декабря 2016 в 19:54
Всё верно, но нельзя победить что-то в отдельно взятой отрасли, когда вся остальная страна в этом же утопает! Можно провести конечно показательную порку, пошуметь и разойтись. Но проблемы в целом пока не решить. Это совершенно очевидно.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ МапС (раскрыть)
07 декабря 2016 в 19:50
С одной стороны-да. Мифология-это музыка жизни.)) С другой, порой от некоторых мифов подташнивает.(( С третьей-всегда хочется понять, правда это или очередная "утка"!))
castromen
07 декабря 2016 в 19:45
Легче,намного легче быть адвокатом дьявола. Может пора бы и явиться прокурору? "По делам их видим"-что,не все чисто у нас в футбольном королевстве. "Проблемы" Гинера,судей,Питера,РФС,денег не откуда-то появились и уж никуда и не исчезнут в ближайшее время. Да и итальянские скандалы еще свежи в памяти.
МапС
07 декабря 2016 в 19:32
Прочитал с интересом. Считаю, что околофутбольные мифы опровергать особо не стоит, с ними веселее, а то футбол превратится в скучную, обычную статистику :)
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Пастух (раскрыть)
07 декабря 2016 в 19:02
Спасибо, дружище!)
Пастух
07 декабря 2016 в 19:02
Отличная статья.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ fcspartak (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:58
Ахах! ЕФто соккер постарался...задекорировал, но вышло хорошо. Над судьбами Родины задумался...видать...)))
fcspartak
fcspartak ответ Dj.Depp (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:43
В 3 фотка хорошая) чтоб он также весной 5е место отмечал)
Dj.Depp
Dj.Depp ответ fcspartak (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:33
Просто "мои мысли"!))
fcspartak
fcspartak ответ Dj.Depp (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:31
4) буки ничего и не устраивают. смысл интересных матчей явно не в их бизнесе
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Miaf (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:29
Спасибо. Рад, что понравилось.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Сергей Колотовкин (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:28
Ок, старина.)
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Zimka (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:27
Где ты это вычитал? Я такого не писал.))
Dj.Depp
Dj.Depp ответ fcspartak (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:27
1) Согласен, что иногда до Чемпионства не хватает всего одного очка... Но, согласись, что ЦСКА столько лет был наверху совсем не благодаря этому. А то, что Гинер мог портачить, я и так уже сказал.
2) На счёт Шахруди-это смешно. Он обычный коммерсант и не более. К Спартаку имели отношение совсем другие люди. Могу сказать точно, что ни в какие клубные дела они не лезли, к продаже отношения не имеют. У них были другие интересы с людьми, находившимися в то время у руля клуба. Спартак был побочным детищем, которое просто защищали от посягательств извне и не более. Один уже покойный, один давно живёт в Лондоне.
3) Ну, исследования физиономии Миллера меня не убеждает.)) Хотя его довольное выражение я видел. Всё-таки, пусть я буду "наивным чукотским юношей", скорее склонюсь к тому, что и покупать им (равно как и попугивать) у нас ни кого не надо. И так все ассоциируют их с властью и готовы просто так угодить лишним свистком или штрафным.))
4) Трансферы и пилка бюджета-это и есть основной доход на региональном уровне. При чём тут букмекеры?))
Miaf
07 декабря 2016 в 18:24, ред.
Про Зенит все по делу и вообще замечательная статья.
Сергей Колотовкин
07 декабря 2016 в 18:19
Привет, Андрей. Завтра обязательно прочту. Сейчас немного занят.
Zimka
07 декабря 2016 в 18:17
Расскажет мне уже кто-нибудь что такое качает Гинер что денег у него больше чем у Лукойла и Газпрома вместе взятых, а покровители выше чем Миллер и Аликперов?
Dj.Depp
Dj.Depp ответ yasukuni (комментарий удален) (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:11
По первому пункту согласен. Хотя, как говорится, не пойман-не вор, а посему это только наше, сугубо личное мнение.
По второму. Возможно, "Зенит" и хотел Быстрова очень сильно в тот момент, но отпущен он был по одной простой причине: он сам мечтал играть ДОМА. Да, Спартак его принял в трудную для него минуту, но он ни когда не хотел сам уйти из "Зенита" и сделал это вынуждено, о чём всю карьеру говорил. За нас играл великолепно и спасибо ему огромное. Отпускали его (хоть и самим нужен был), как говорится, с чистым сердцем и желали только удачи.
По третьему. Копать то (если искать интерес не "кабинетный", а именно букмекеров) и надо во второй лиге и чуть в первой. Именно там и на тех скромных и неприметных матчах и делается реальное бабло. Хотя порядок цифр далеко не космический.)) Что касается РФПЛ, то таких матчей (подчеркну: на мой взгляд) единицы. И скорее это "кабинетные" договорняки, а не букмекерские. Порядок цифр, которые можно поднять в кальчополи у нас совсем уж разный.))
fcspartak
07 декабря 2016 в 18:08
1) естественно не только благодаря тем, которые слили. 2-3 побед в сезоне вполне хватит (гарантированные очки, нет лишних нервов, нет необходимости напрягать состав...) иногда и 1 очко чемпионства стоит. а членам попечительского совета думаю до дел ФК ... у них другие заботы)
2) Дадаханов... рынок цска... каким боком это имеет отношение к Спартаку? есть какие то факты? Более менее подтвержденных фактов причастности к Спартаку Алекперова я также не видел
3) Естественно не сам Миллер, естественно не персональным указанием. но стоило видеть вип ложу на матче со Спартаком этого года и реакцию на происходящее) начальник остался доволен, кто то рабочее место себе сохранил)
4) естественно что деньги со ставок не основное. место в таблице, прописка в высшей лиге помогают пилить трансферы. основной заработок там
Dj.Depp
Dj.Depp ответ The Frei (раскрыть)
07 декабря 2016 в 18:00
Если Вы успели заметить, то статья именно об этом. Просто есть те, кто намеренно троллит на эти темы и есть те, кто реально в сомнениях и не может понять где кончается реальность и начинается болельщицкий миф.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ Venezuela (раскрыть)
07 декабря 2016 в 17:58
Всё верно. Именно поэтому мы и называем между собой всё это "мифами", ибо проверить достоверность нам, увы, не дано.
Dj.Depp
Dj.Depp ответ красноярец (раскрыть)
07 декабря 2016 в 17:57
Благодарю за внимание. Рад, что понравилось.
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить